maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Brenter. Латвия могёт! Уши британцев на нашем рынке.

Эпизодически обращаясь к вопросу о выходе Британии из ЕС смотрю не торчат ли уши бритов там где их не было :)
http://cdn.tvc.ru/pictures/mood/bw/296/3.jpg
Полгода назад мы читали про топливный передел:
После Брексита стало понятно что заведовать нами скоро будут Ея Величества.
В июле стало всё понятно про Lukoil ушёл, а Shell вернулся! , а чуть позже я написал про До последнего сантиметра, до последнего латыша. Brexit'a не будет, будет - Brenter.
Среди прочего было упоминание про сотрудничество Shell и Газпром (на фоне прессования Германии).

Поскольку я не экономист мирового масштаба, то работаю с новостями "низкого уровня". Вот такая новость доехала до меня сегодня:
Латвия может! Не боясь перемен, сеть АЗС существенно наращивает оборот
Непомерно возгордившись мощью нашего бизнеса принялся читать об его успехах.
Вопрос "за чей счёт банкет?" мучил меня не долго.
http://songmoi.vn/sites/default/files/images2013/kinhte/t5/bp_shell_400.gif

Аннотация новости:
"Сеть заправочных станций "Virši–A" основана более 20 лет назад. За это время из двух заправочных под Айзкраукле она распространилась по всей Латвии, что позволяет конкурировать с международными гигантами. Год с небольшим назад руководство предприятия разработало новую стратегию развития, в рамках которой модернизируются действующие станции и строятся новые."
Год с небольшим назад было до референдума по Брекситу. Это для тех кто до сих пор полагает что британский народ удивил всех своим решением :)
В материале исполнительный директор "Virši–A" Янис Приедитис толкает презентацию своего "умения":
"Если посмотреть на прирост, я сказал бы, что мы растем очень сбалансировано. Конечно, в Риге мы растем быстрее, ведь здесь у нас исторически было только две станции, а сейчас число АЗС в Риге и под Ригой превышает десяток", — говорит он.
Точнее - 13. Вот по ссылке карта станций http://www.virsia.lv/ru/uzpildes-stacijas/
- Осталось спросить: кого за это убили? :) Ну, ладно, на дворе давно не 90-е....
"В этом году руководство "Virši–A" хочет добиться как минимум такого же роста." - рапортуют в новостях.
....но явно кто-то крышует!!
http://allkharkov.ua/img/news_cont/news10/2016-08-05_14_frame.jpg
Дальше раскрытие темы рынка топлива в подглавках новости:
"Топливо, которым можно заправляться на АЗС "Virši–A", предприятие закупает на биржах. В основном, это литовский Мажейкяй или "Orlen". Приедитис отмечает, что так работает большинство предприятий розничной торговли, которые действуют в Латвии."
"Сейчас АЗС "Virši–A" расположены только в Латвии."
- типичное бла-бла.. к которому мы ещё вернёмся.
но вот "ус отклеился":
https://operkor.files.wordpress.com/2015/05/09.jpg
"В свою очередь в Европе "Virši–A" работает со стратегическим партнером BP."
- всё, приехали. Электричество кончилось.
Потом Папанов Приедитис добавляет что, "Virši–A" вкладывает в развитие собственные средства и в стратегическом инвесторе сейчас не нуждается. - вот здесь всё сомнительно. Хотя если сейчас не нуждается, то вполне потом очень даже может быть....

В 2008 году предыдущий "директор" председатель правления АО Virši-A Янис РИЕКСТИНЬШ сорвал покровы с бизнеса компании, рапортует о 23 заправках и ещё 2 строящихся.
Дальше диалог двух идиотов:

"- Вот, допустим, вы построили новую АЗС, вложили туда 1-1,5 миллиона. Сколько должно пройти лет, чтобы эти деньги окупились?
- Хорошо если десять лет.
- Так, может быть, ну его, этот бизнес, продать его Statoil и заняться чем-нибудь более прибыльным - строительством например?
- Нет, это плохое бизнес-решение. Шаг назад. Тем более что мы заняли свою небольшую нишу и будем в ней развиваться.
- Вы заявляете со всей ответственностью, что Virši-A не продаются?
- Да."

У компании были деньги в 2007 году "Компания по торговле нефтепродуктами A/S VIRŠI-A в 2007 году пережила самый большой рост денежного оборота своих заправочных станций, который составил 43% и достиг цифры в 4,07 млн.латов. В компании отметили, что росту помогли открытые в прошлом году 5 новых заправочных станций. Число клиентов выросло на 21%."
Однако с лозунгом "мы не продаёмся" Риекстиньш поспешил так как буквально через полгода (апрель 2008) его вложил зампредседателя совета торговца топливом Lukoil Baltija R Хаим Коган: "...сегодня расширению сети за счет покупки другого предприятия мешает закон "О конкуренции". Так, в прошлом году Совет по конкуренции не позволил ЛУКОЙЛу купить 7-ю по величине в стране сеть АЗС — Virši-A."
- 7-я сеть?!!
http://zoobusiness.kiev.ua/images/st/hobbi/29/3.jpg

Там же озвучено положение на рынке АЗС:
"Сеть Lukoil сегодня третья в Латвии — у нее имеется 45 заправок (9% рынка). На втором месте идет Neste — 50 заправок (10,8%). Лидирует же Statoil — 61 АЗС, или 12,2%. Три компании осуществляют ровно 30% продаж горючего в стране.
Вряд ли "большая тройка" во времена нынешнего кризиса пойдет на дно. Наоборот, закрытие малых АЗС в регионах приведет к росту их влияния и доли рынка."

Тенденция была проста - закрывались или продавались мелкие торговцы, а большая тройка увеличивала присутствие под бдительным оком закона "О конкуренции" :)

В 2015 "Эстонская топливная фирма Olerex подписала договоры о сотрудничестве с сетью заправочных фирм в Латвии VIRŠI-A и в Литве — с EMSI и Ventus, в рамках которых на уровне трех Балтийских стран карточки клиентов и топливные карточки будут интегрированы в единую систему на уровне трех Балтийских стран...С покупкой сети Lukoil в Эстонии количество охваченных сотрудничеством заправок вырастет до 170." - Вирши сотрудничают с компанией переваривающей эстонский Лукойл.

Но, теперича не то что давеча.
Lukoil ушёл с рынка. Statoil (после ребрендинга - Circle K Latvia) имеет 80 заправок, Neste - 67.
И вот какиетонафигВирши уже имеют 55 заправок!
И это при окупаемости АЗС "хорошо если 10 лет".
https://img-fotki.yandex.ru/get/4702/121447594.7af/0_1719a5_9f2bd235_XL.jpg
Какие дела может делать в Европе "бензоколонка из задрищенска" с такой транс-национальной корпорацией как BP?
Я придумывать много не буду, дадим слово специалистам:
Риекстиньш 2008:
"Если Statoil или Neste долгое время торгуют по себестоимости, то клиент вполне может перейти к ним."
"Если ставить на литр топлива наценку хотя бы 10%, тогда, чтобы оставаться рентабельными, на колонке надо продавать как минимум 2,5 тысячи литров в день."
- Большие игроки могут продавать по себестоимости выигрывая в обороте или имея большой оборот торговать по низким ценам.
Или, можно снизить стоимость закупки, если покупать у того кого надо
В 2017 Приедитис:
"Топливо, которым можно заправляться на АЗС "Virši–A", предприятие закупает на биржах. В основном, это литовский Мажейкяй или "Orlen"... По словам Приедитиса, на стоимость горючего на АЗС существенно влияют на только биржевые цены, но и изменения акциза и колебания курса валют. При этом он признает, что колебания цен горючего на обороте "Virši–A" особо не сказываются."
- "или Орлен" купил вообще-то Мажейкяй :) так что "или" здесь для кокетства.
"Orlen" связан с голландцами-британцами поэтому "углубление в стратегию" с BP здесь весьма к месту. Вирши могут расширяться только в случае огромных инвестиций и минусовых закупочных цен на топливо. Агрессивное наращивание присутсвия на рынке АЗС говорит об огромных вливаниях. Росказни про новую "концепцию узнаваемости" и вкладывание в развитие "собственных средств" - разговоры для пиару. Без твёрдого договора по поставкам дешёвого топлива на период лет так в 10 всё это не имеет смысла.
Гений латвийского бизнеса тут не причём.

В прошлом году:
Нидерландско-британская нефтяная компания Shell планирует до конца 2016 года открыть в Латвии 10 автозаправочных станций (АЗС), сообщил агентству ЛЕТА руководитель отдела общественных отношений Shell International в Великобритании Джонатан Френч. Shell может подтвердить, что выходит на латвийский рынок", - сказал он. Это происходит путем заключения договора на лицензию бренда с ООО Baltic Fuel Retail Partner.
"Эта инициатива - часть широкой стратегии по исполнению наших надежд на рост и расширение бренда Shell на новых рынках, включая Латвию", - пояснил Френч.
Как сообщалось, Shell оборудовала в нескольких местах Риги АЗС вместо бывших АЗС Trest.
 В 2003 году  на фоне низких мировых цен на бензин, компания Shell ушла из Латвии, продав свои АЗС компании Statoil.
 Учрежденное в 1994 году ООО Trest Oil до весны 2016 года принадлежало в равных долях Олегу Черникову и Андрею Максимову, а с весны принадлежит зарегистрированной на Кипре компании Olmax Invest Limited, которой в Латвии принадлежат еще несколько предприятий.
 Основной капитал ООО "Trest Oil" - 711,434 тыс. евро, оборот в 2015 году составил 119,809 тыс. евро, убытки - 207,536 тыс. евро.
http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/?doc=122784

Пока что у Shell 6 станций.
Британцы столбят второстепенные заправки инвестируя в них.

Ближайшие наследники Lukoil - AS VIADA Baltija owns and operates a network of 30 petrol stations in Latvia under “LUKOIL” and “VIADA” brands. Чем заняты остальные 25 заправок не понятно.
„Latvijas Nafta” насчитывает 44 станции.

Итого соображения:
За счёт европейского поставщика и стратегического партнёра наши Virši–A берут призовое третье место на рынке АЗС. Закупая топливо в "английском блоке" создают конкуренцию скандинавам Statoil и Neste. Теперь у нас два источника - скандинавы и европейцы под контролем британцев.

Statoil и Neste вместе с против Shell и BP.
http://boomfilmsru.myjino.ru/boomfilms/301-400/358/001.jpg



Tags: 2017, brexit, maksim_kot, Великобритания, Евросоюз, Латвия сегодня, аналитика и тенденции, капитализм, торгаши, энергетика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments