maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Рижский вагоностроительный завод (RVR)


Оригинал взят у andrey_krasniy в Рижский вагоностроительный завод (RVR)
Рижский вагоностроительный завод (RVR, РВЗ) был основан в 1895 году, как предприятие акционерного общества «Феникс». Завод находился по адресу Ул. Ленина, 201 (сейчас улица Бривибас). И теперь только в глубине видны полуразрушенные здания завода, остаётся ещё один работающий цех. На территории RVR так же располагается предприятие «Северстальлат» и другие мелкие предприятия. Не обошлось и без торгового центра на территории RVR. Но это уже современное состоянии некогда мощного индустриального центра города Рига.



Создание завода было связано с развитием капиталистической промышленности и и постройкой железной дороги в 1990-е годы ХIХ века.

До 1915-го года конкурентом вагонного завода был Русско-Балтийский вагонный завод. Но эти оба завода входили во всероссийский синдикат «Продвагон».



В 1895-1915 годах на заводе было изготовлено приблизительно 28 тысяч товарных и пассажирских вагонов. Производились так же железнодорожные платформы, сельскохозяйственные машины, действовали литейный и прокатный цеха.

В 1895 году на заводе был организован марксистский кружок. В 1897 году рабочие литейного цеха объявили забастовку, требуя улучшения условий труда. Рабочие завода активно принимали участие в «Рижском бунте» (1899). Во время Революции 1905-1907 годов в цехах нелегально изготавливалось оружие, действовал боевой отряд, отдельные члены которого принимали участие в нападении на Рижскую центральную тюрьму.

В апреле 1912 года была объявлена массовая стачка, в которой участвовало 99% рабочих, против расстрела рабочих на Ленских приисках.

В 1915 году оборудование завода в связи с приближением фронта было эвакуировано в Рыбинск. Туда же отправилась и часть рабочих. В 1919 году после установления Советской власти в Риге, началось восстановление завода. Завод ремонтировал подвижной состав. А во время буржуазной Латвии завод пришёл в упадок, производил небольшое количество пассажирских, товарных и холодильных вагонов. В 1936 году акционерное общество «Феникс» было ликвидировано и завод перешёл в собственность акционерного общества «Вайрогс», от которого получил своё новое название.

С восстановлением в 1940 году Советской власти началась реконструкция, но работы были прерваны в связи с нападением фашистской Германии на СССР. Оккупанты использовали предприятие в качестве ремонтной базы для военной техники. На заводе действовала антифашистская подпольная группа. После освобождения Риги в октябре 1944 года «Вайрогс» получил своё нынешнее название — Рижский вагоностроительный завод. Во время Великой Отечественной войны на заводе было многое разрушено. Завод был восстановлен и реконструирован в 1944-1947 годах. Первой послевоенной продукцией были грузовые платформы для трамваев.

С 1947 года завод специализируется на производстве электропоездов и трамваев, а с 1963 года так же на производстве дизель-поездов. На заводе был создан первый советский скоростной электропоезд — ЭР-200.

До разрушения СССР основной продукцией завода оставались электропоезда переменного тока ЭР9Т, ЭР29, ЭР31, электропоезда постоянного тока ЭР2Т и ЭР-200 и дизель-поезда ДР1А. Поставщиками завода являлись более 600 предприятий СССР. А продукция использовалась во всех союзных республиках СССР, а так же в Болгарии, Югославии и на Кубе.

В распоряжении работников имелся комбинат питания, лечебный профилакторий, пансионат на Рижском взморье, детские сады и ясли. С 1945 года издавалась газета «Вагоностроитель» («Вагону буветайс») на русском и латышском языках.

Здания RVR были построены в 1895-1914 годах. Территория завода условно разделена на зоны застройки: зона монтажа вагонов и вспомогательных работ в глубине участка, зона плавки стали и деревообработки справа от центральной магистрали, складская зона, службы энергетики, контроля и сервиса слева от центральной магистрали.

Большая часть корпусов пострадала во время Великой Отечественной войны, многие объекты были восстановлены и частично твключены в новую застройку. В основном производственные здание имеют прямоугольную форму и фасады из жёлтого кирпича. Имеется так же 7-этажная водонапорная башня — использованы материалы из Энциклопедии «Рига», Рига, 1989 год, Главная редакция энциклопедий.

Но это было до реставрации буржуазного режима. Сегодня предприятие имеет жалкий и разрушенный вид. Какая-то часть завода остаётся работать, часть завода используют другие фирмы, часть отдано под магазины и сервис, а большие площади стоят в запустении и разрушаются. С виду это выглядит так, будто завод подвергся бомбёжке. Такая власть пришла к нам в 1991 году. И хотя на одной из стен завода висит поблекшая реклама — поезда RVR – будущее Латвии. Но судьба завода такая же поблекшая, как эта реклама.









Не будем забывать, что в помещениях RVR в своё время располагался так же рижский филиал Всесоюзного института вагонстроения. Но теперь всего этого подавно нет. Завод ушёл вместе с высокоразвитой цивилизацией. Время пошло вспять. На RVR теперь можно снимать фильмы про апокалипсис, Припять и другие социальные драмы и катастрофы. Но такова логика периферийного капитализма. Вместе с разрушением социализма пришло и естественное разрушение нормальной жизни, высокой цивилизации и высокой культуры.








Ещё рабочие цеха


путевое развитие между цехами

Ещё завод, как есть сейчас












Исследовательское мероприятие было сделано 14 марта 2017 года.

Будущее? Или уже прошлое...


Географическое общество «Спилве»



Tags: 2017, Латвия, Латвия сегодня, железная дорога, историческая справочная, местные красОты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments