maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Сделано в СССР: Рафики снова в пути!

http://static.lsm.lv/media/2017/05/large/1/7ppy.jpg
Команда энтузиастов решила повторить легендарный пробег микроавтобусов RAF 2203 1977 года от Лиепаи до Владивостока. И, набрав морской воды на морском побережье, отправились в путь, чтобы в финале разбавить Тихий океан малосольными водами Балтики, тем самым символически соединив точки старта и финиша.

От якоря до пляжа

На въезде в Лиепаю со стороны Риги стоит огромный якорь, так что место встречи «рафиков» обозначить было просто. Один из них прибыл загодя, остальные подъехали в сопровождении собрата с российскими номерами и стайки из десятка старых «жигулей». Знакомство, переодевание участников пробега для фотосессии... Всё, можно ехать. Все выстроились в колонну и, возглавляемые экипажем дорожной полиции, отправились через весь город на пляж. И вроде бы шли в общем потоке, никаких тебе мигалок или сирен, но горожане глазели, аж шеи сворачивали, и наверняка получили массу удовольствия – такой ретро-пробег не каждый день увидишь.

На пляж заехали почти без проблем – головной «рафик» слегка забуксовал, его быстро вытолкали, и все дружно доехали до центра городского пляжа, туда, где стоят огромные буквы LIEPĀJA. Тут был запланирован «водозабор». Обувь долой, костюмные брюки – закатать, и, вооружившись флягами и прочей тарой – вперед, в воду. Море оказалось теплей, чем ожидалось, кого-то изрядно окатило волной, ветер старательно дул, на пляже звучали хохот и восторженные вопли, атмосфера была радостно-возбужденной. Всё ж символическое начало пути.

Найти и ...реставрировать

В юбилейном автопробеге принимают участие три микроавтобуса RAF 2203, они же «Latvija», все – восстановленные «старички». Самый старший – 1980 года выпуска (зеленый, и бампер у него характерный, у остальных более современный и безопасный при столкновении), цветов латвийского флага – 1988-го и цвета охры с белой полосой – 1989-го.

Член совета Клуба античных автомобилей Ивар Шенбергс рассказал, что 40 лет назад автопробег был задуман для рекламы новых микроавтобусов. И назывался он «От океана до океана». «Ладно, океана у нас нет, но в Лиепае есть море, так что и тогда набрали воды, чтобы во Владивостоке вылить ее в океан. В этом году пробегу 40 лет, вот у нас и появилась идея устроить своего рода ретроспективную поездку на трех микроавтобусах, как и тогда. Тогда затея удалась не полностью, местами дороги вовсе не было, микрики часть пути прошли по железной дороге. Но мы надеемся, что сейчас получится дойти своими силами до самого Владивостока», — поведал Шенбергс.

— Думаете, сейчас дороги там уже есть? – усомнились ехидные журналисты.

— Полагаю, что за 40 лет и в России изменилось очень многое, да и Советского Союза уже нет. Но первое, что сказали нам представители посольства России, когда мы к ним обратились: «а точно известно, что дороги там есть?». Но у нас есть такая надежда. В общем, когда в июле вернемся назад, расскажем, как там с дорогами.

Ивар надеется, что по срокам тоже все получится, с собой они берут много запчастей, и с починкой, если что, справятся – всё ж народ из клуба в машинах разбирается. В принципе, до Урала проблем вообще быть не должно, мотор в «рафике» – волговский, а вот за Уральскими горами, где можно тысячу километров проехать и никого не встретить, надо быть во всеоружии.

Найти старичков для реставрации было нелегко – к примеру, красный нашли в Резекне, он когда-то в детском садике трудился, его на металлолом хотели сдать. Но повезло, теперь у бусика новая жизнь. В восстановление микриков много сил вложено. Люди когда-то и предположить не могли, что это станет ценностью. И были некоторые сложности, которые могут показаться смешными, но с большим трудом нашли резиновые прокладки для окон, задние двери, которые на РАФе ржавели с момента производства и многое другое.
«Но, могу сказать со всей ответственностью, машины сейчас лучше, чем были в момент выпуска», — с гордостью отметил Ивар.

С отцовским пробегом в анамнезе

Врачом команды, как и 40 лет назад, стал Владимир Войцеховский. С той лишь разницей, что в 1977 году до Владивостока добрался Владимир Николаевич Войцеховский, в этот раз едет его сын, доцент Рижского университета Страдиня.

— Отец очень много рассказывал о том пробеге, сохранилось много писем и фотографий, — рассказал Владимир Войцеховский. – Это была очень впечатляющая поездка. Хотя бы потому, что дорог было меньше, чем сейчас. Помню, отец рассказывал, что они ехали весь день и за 10 часов смогли проехать всего сорок километров! Они сами дорогу прокладывали, там болото было, они рубили деревья и строили гать. Часть пути планировалась вдоль БАМа. Дорога как бы существовала, во всяком случае, о ее сдаче отрапортовали. Оказалось, что в реальности ее нет. Там проезжали только огромные грузовые «Магирусы», да и то, по щебеночной насыпи. Потому и пришлось часть пути проделать на платформах путеукладчиков. Отец вспоминал, что в 30-е годы, перед тем, как поступить в мединститут, он как раз в тех местах работал геодезистом. Они прокладывали ту самую дорогу, которая до сих пор так и не построена. Участок один сделан, но того, что планировалось еще в 30-х, так и нет.

«Несколько лет назад мы подумали, что надо эту поездку повторить, ведь в прошлом году знаменитому заводу RAF было 60 лет, в этом году – 40 лет пробегу и столетний юбилей моего отца. Думаю, что это будет самый впечатляющий опыт в моей жизни», — добавил он. Владимир признался, что ощущения на лиепайском пляже – просто волшебные. Из Елгавы выехали в грозу с градом, в Лиепаю приехали – солнце светит, будто природа одобряет затею. И вообще, Лиепая для него – место особенное, четверть века назад, после мединститута, он по распределению работал в Лиепайской больнице.

В семье бережно хранятся разные сувениры, которые отец привез из первого пробега – камушки с Саяно-Шушенской ГЭС, памятные мелочи из Новосибирска и с Байкала. Но ни один из тех микриков не сохранился, потому что, как пояснил Владимир, тот пробег задумывался и как испытательный, машины потом были разобраны, чтобы проверить, как перенесли долгий путь разные узлы и детали.

Почему Войцеховский-старший стал врачом первого пробега? Слово Войцеховскому-младшему: «Когда готовилась к выпуску новая модель РАФа, естественно, сразу задумывалась санитарная версия. И РАФ, в сотрудничестве с мединститутом, создал лабораторию. Отец все годы ее существования был одним из разработчиков санитарной версии, в том числе и реанимобилей, вот этих знаменитых, с завышенной крышей. К сожалению, финнам удалось произвести ее быстрее, и мы закупали сначала финские, а потом уже РАФ стал производить свои. В общем, неудивительно, что когда затевался первый автопробег, отца пригласили стать врачом экспедиции. А я уже по его стопам. Эту идею – повторить пробег – мы затеяли лет пять назад с Валдисом Брантом. И вот, осуществилось».

Исторический автопробег

В конце мая 1977 года из Лиепаи во Владивосток отправились три микроавтобуса РАФ-2203 под руководством водителя-испытателя Валдиса Бранта. В испытательном пробеге под названием «От океана до океана» участвовали также творческая команда документалистов Рижской киностудии, два журналиста и врач.

Однажды, 40 лет спустя

Фактический старт автопробега «No okeāna до океана – 40» состоялся 28 мая в 13.00 от Мотормузея в Риге. Из Латвии в путь отправились шесть человек, еще двое присоединятся позже. Маршрут: Рига – Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Набережные Челны – Уфа – Челябинск – Петропавловск – Омск – Новосибирск – Иркутск – Байкальск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток.
Всего около 11 000 километров. Во Владивостоке планируется быть в начале июля. Заехать передними колесами микроавтобусов в Тихий океан и вылить в него воду из Балтийского моря.

Следить за пробегом можно здесь.

RAF – историческая справка
В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2», был создан «Рижский завод автобусных кузовов», два года спустя его обхединили с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой». Первые 25 автобусов RAF-651 были выпущены в 1953-м. Год спустя завод дважды переименовывался и в итоге был назван привычным именем «Rīgas Autobusu Fabrika» или RAF. Новый этап в истории РАФа начался в середине 70-х, когда в Елгаве был построен новый завод, рассчитанный на производство 17 тысяч микроавтобусов в год. Один из крупнейших на тот момент заводов по выпуску микроавтобусов на территории Союза. Были освоены разные модификации бусика, в том числе всем известные «скорые» и маршрутки, всего же на RAF выпускалось около 20-ти разных модификаций микроавтобусов.
Последние микроавтобусы были выпущены в 1997-м, так что в этом году получается печальный юбилей. Год спустя владельцы завода объявили о банкротстве.

http://rus.lsm.lv/statja/novosti/obschestvo/avtoprobeg-liepaja--vladivostok-nachalsja.a237892/


Tags: #Латвия, #СССР, #историяЛатвии, Латвия, Латвия сегодня, СССР, Сделано в СССР, историческая справочная, местные красОты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments