maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Рига – рай для автомобилистов. План 1966 года

Оригинал взят у rzhavin77 в Рига – рай для автомобилистов. План 1966 года
В одну из Ночей музеев вашего покорного слугу занесло в рижский Музей архитектуры. Аккурат на выставку «Рига, которой нет. Карты и планы» («Rīga, kuras nav. Kartes un plāni» / «Never-built Riga. Maps and plans»). Впечатление она произвела на меня сногсшибательное. Лишний раз убедился, насколько масштабно мыслили советские архитекторы середины прошлого века. Как заворожённый я стоял возле эскиза застройки центральной части города Рига (Rīgas pilsētas centrālās daļas apbūves skice), разработанного в 1966 году институтом с романтическим названием – Латгипрогорстрой.

После этой выставки я готов мегатоннами проклятий осыпать советскую власть. Да! Как же они могли! С нашей Ригой! Как они могли не сделать с ней такое! Не воплотить эти грандиозные планы в жизнь! Не забуду, не прощу!

riga66_20160521_01.jpg
Итак, что же коммунисты планировали сделать с латвийской столицей? Ищите микрорайоны, где вы живёте, работаете или отдыхаете. Смотрите на дороги, по которым ежедневно ездите. И наслаждайтесь!

riga66_20160521_02.jpg
Но пойдём по порядку. Для начала ознакомьтесь с легендой карты, что означают цифры в кружках и цветовое оформление некоторых кварталов. Как видим, очень комплексно думали градостроители. И обо всех сторонах разностороннего развития личности беспокоились, а не только о храмах потребления – торговых центрах. Единственно что, не особо внимания они уделяли парковкам. Но, понятное дело, в то время думали обойтись общественным транспортом.

riga66_20160521_03.jpg
Причём, невольно, но уже отмечаешь бросающуюся в глаза нереализованную развязку в районе нынешних переезда через железную дорогу и перекрёстка улицы Лиепаяс и проспекта Карла Улманя (названия буду указывать современные!). У простаивающих в пробках в тех местах уже эмоции начинают закипать, не так ли? А вместо Калнциемского моста, похоже, под железной дорогой был бы проложен туннель.

riga66_20160521_04.jpg
Извините, не все фотографии оказались чёткими. Однако уверен, что в общих чертах понять изображённое можно. Вот, что ожидало бы район Агенскалнского рынка, больницы имени Страдыня, пруда Марас и Торнякалнса. Обратите внимание на туннель под железной дорого возле современного Железнодорожного музея. Просто сказка какая-то!

riga66_20160521_05.jpg
И если задвинские развязки Островного моста в общих чертах были реализованы, то елгавчане могут кусать локти от того, каким замечательным планировался перекрёсток проспектов Виенибас и Карла Улманя!

riga66_20160521_06.jpg
Луцавсала – просто блеск! Беспокоит меня только одно: что планировалось с памятником на могиле русских солдат, погибших в 1701 году? К остальному же никаких претензий.

riga66_20160521_07.jpg
В общем, вот таким должно было бы быть южное Задвинье. Особая вишенка в торте – как Луцавсалу соединили бы с Торнякалнсом. Эх...

riga66_20160521_08.jpg
Дзирциемс, Ильгюциемс, Кипсала. Не только в районе проспекта Юрмалас, но и в районе улицы Буллю был бы замечательный мост, точнее эстакада, через железную дорогу. А как за душу берёт то, что на проспект Юрмалас без особых проблем можно было бы вырулить напрямую с шоссе Даугавгривас. Но это всё меркнет, когда внимательно начинаешь присматриваться к Кипсале!

riga66_20160521_09.jpg
Помимо реализованного Вантового моста мы видим так и не украсивший наш город Северный мост!

riga66_20160521_10.jpg
Много разговоров сейчас ведётся о том, что же должно в нижнем течении Западной Двины соединить оба её берега: мост или туннель. Трудно сказать, что планировалось на крайнем севере латвийской столицы, но в районе центра Андрейсалу через Кипсалу с Ильгюциемсом должен был бы соединить мост.

riga66_20160521_11.jpg
Нет, не могу отказать себе в удовольствии, чтобы ещё раз не насладиться этим зрелищем!

riga66_20160521_12.jpg
Вот примерно так бы выглядели основные автомобильные мосты, соединяющие берега Западной Двины в районе Старой Риги.

riga66_20160521_13.jpg
А вот наша Старушка – Старая Рига. К ней градостроители отнеслись бережно. Интересно, что Дом черноголовых, судя по всему, хотели восстановить. А вот ратушу нет, так как уже на её месте был построен Политех. Но вместо Яковлевских казарм хотели строить что-то спортивное и торговое. Вот это, скажу я вам, зря! С другой стороны, не было бы никакого Пузыря – уродливого торгового центра Треугольный бастион. А с третьей стороны, Дома конгрессов не видать. Зато, с четвёртой стороны, никакого Стокмана!

riga66_20160521_14.jpg
А это Новая Рига. О, какие бы грандиозные преобразования были бы проведены тут! Обратите внимание, какими магистралями были бы улицы Дзырнавас и Бруниниеку, как чётко бы они прорезали Ригу с юга на север или наоборот. Ещё бросается в глаза, что Зиедоньдарз был бы значительно больше нынешнего.

riga66_20160521_15.jpg
Район от Пожарного музея до улицы Бривибас.

riga66_20160521_16.jpg
Впечатляет, как много построек должно было бы быть снесено между улицами Сколас и Базницас.

riga66_20160521_17.jpg
А вот какое будущее ждало территорию станции Рига-Товарная, между улицами Ганибу дамбис и Сканстес, которая тоже была бы совсем другой. А вдали греет душу планировавшееся продолжение улицы Зирню...

riga66_20160521_18.jpg
Переезды через железку в районе ВЭФ. Простите, от переизбытка эмоций расчувствовался, трудно было сфокусироваться...

riga66_20160521_19.jpg
Местность к югу от Гризинькалнса. Да, да, согласен, надо было найти силы и взять себя в руки...

riga66_20160521_20.jpg
Вот, всё, утер скупую мужскую слезу. Вот так здорово могли бы заехать на Деглавский мост.

riga66_20160521_20.jpg
А при желании, с ветерком можно было бы с улицы Валмиерас поехать в Московский форштадт.

riga66_20160521_20.jpg
И кататься там как по старинным узким улочкам, так и по широкой улице Краста.

Жаль только, родной Кенгарагс остался за кадром. А может, и не жаль. Не уверен, как сердце бы отреагировало на то, что Латгипрогорстрой собирался сделать с ним :)

Tags: 1960-е, Латвия, СССР, Сделано в СССР, историческая справочная, местные красОты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments