maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Почти рецензия на книгу Манфреда Шнепс-Шнеппе "Латышские стрелки".

10 ноября в книжном кафе «Polaris» в т/ц DOMINA Shopping состоялась встреча с автором недавно вышедшей книги «Латышские стрелки. Мировая революция как война за справедливость» Манфредом Александровичем Шнепс-Шнеппе.
Фотографии на сайте Поляриса.
http://www.polaris.lv/wp-content/uploads/2017/11/DSC00511-1.jpg

На встрече я присутствовал. Могу констатировать что рассказчик и презентатор из автора книги оооочень посредственный.
Об авторе.

Книгу я прочитал, ниже и под катом содержание и многобукв того что я думаю по этому поводу:


Основная тема заявлена с размахом. Стремление латышей к справедливости сквозь века истории освещают события от крестовых походов до футуристических фантазий об исламизации Европы.

Главные подтемы — немецкое владычество в Балтии и отношения с Российской империей, армейские заговоры; переход в православие и младолатыши Кришьяна Волдемара 19-го века; история семьи Баллодов и Волдемара Озолса (об этом автором были написаны отдельные книги ранее); «Новое течение» Райниса и Стучки; революционные события 1905 и 1917 годов, Исколат; о будущем мироустройстве, Карле Баллоде, проблемы капитализма и геополитика Маккиндера. 400 страниц текста хорошо иллюстрированы и продаются за 9,99 евро.

С моей точки зрения была интересна тематика 19-го века - о младолатышах и семье Баллодов (Лекции 3, 4, 5). Хоть здесь автор позволяет себе всё о чём я скажу ниже, эта часть наиболее малоосвещена в изданиях на русском языке.

Что в остальном. Хотелось бы отметить следующее:



Книга построена в форме набора лекций, всего 9. Хорошая идея, но воплощена она ужасно. К материалам, издававшимся автором в виде отдельных книг, о Баллоде и Озолсе, пришиты статьи с надёрганными фактами из интернета по уровню не превосходящие работу студента чудом доучившегося до второго курса. Встречаются повторы и нестыковки, нарушается последовательность, нередки ошибки (плохая редакторская работа).

Общее впечатление от работы. Тенденциозные выводы на основе представленных фальсификаций, выдвижение их на первый план.
Интерпретации событий не имеющие под собой исторического фундамента, не редки смысловые противоречия буквально на соседних страницах. Полная эклектика представленных фактов и событий (порадовали «террористы» штурмующие рижский централ в 1905 году (здесь и далее курсивом цитаты из книги)). Эмоциональная окраска появляется «вдруг», не имея к тому оснований — просто автор так решил обозвать это событие!

В частности одним из своих "открытий" считает «социалистическую революцию» в Латвии 17 мая 1917 года, давая ей первенство перед Октябрьской. 17 мая была принята резолюция II съезда Исколастрела о «выражении недоверия Временному правительству» и «требовании передачи всей власти советам депутатов рабочих, солдат и крестьян». На презентации книги советский историк Эрик Жагарс указал на эту ошибочную позицию.

Не забывалось упомянуть о «частом» упоминании Баллода Лениным. Всё это на совести автора потому как Ленин упоминал Баллода два раза и тут можно затеять спор «а два это куча?». Автор нажимает на забытость истории своего героя. Чего ещё ждать от человека проведшего Первую мировую под крылом кайзера Вильгельма пытаясь устроить Палестину? Выдававшего цитаты вроде представленной ниже? Хотел чтобы его признали классиком социализма, ага, счас!

Про странный «спор» с марксистами лучше не упоминать. Автор спорит со своими же представлениями, фактически сам с собой.

Мне понравилась упомянутая цитата из Фрициса Розиня (впоследствии главы первого советского правительства в Латвии):
«Господин Баллод — индивидуалист и моралист-идеалист, по естествознанию и философии он не имеет ни малейшего понимания, а по вопросам народного хозяйства не хватает общего представления» (186 стр.). Мегазачёт товарищу Розиню!

Баллод «ответил» Розиню в 1925 году после посещения России: «Коммунистически-социалистическое государство, что учредилось в России, — это злейшая карикатура социализма... У руля остались «истинные» марксисты, сторонники теории разрушения, которые следуют девизу: «придёт время — придёт ум». И вот в России наступило то время, когда «пролетариат» получил всю власть, а ума как не было так и нет» (187 стр.).
Вот такие споры!

Знаково обращение к еврейской теме не в связи с Палестиной, как одного из проектов Баллода, а валюнтаристически выдвигая её в разных местах книги что создаёт странный акцент. От главных событий получили пользу евреи, основные участники евреи (начиная с крестовых походов). В Российской империи не было других народов? Почему акцентирование исторических событий на определённой национальности? Характерна в этом смысле главка под названием «О приказе №1 и еврейском вопросе по Солженицыну» в которой даётся обширная цитата из «Двести лет вместе» с подводкой автора, Манфреда Шнепс-Шнеппе: «Изложим историю возникновения «Приказа №1» по материалам книги...». И вот такими внезапными «изложениями» не гнушается периодически автор книги.

В главах о латышских стрелках автор умудрился сильно ничего не испортить по простой причине — сведения, похоже, полностью взяты из статей Википедии и выглядят как стандартная историческая справка в литературном изложении. Пример можно посмотреть здесь.

Осветив события «Бермонтиады» в том же ключе, автор решается на историческое открытие в главке «Кто платил за Октябрьскую революцию». Пройдясь по «официальной историографии» Шнепс-Шнеппе обращается к «историкам демократическим» и «авторам-патриотам». Далее воспользовавшись «многочисленными материалами из интернета» и дав право читателю отнести это к «области конспирологии» автор с удовольствием рассказывает фантазии патриотичесих демократических авторов. Действующие лица — Ленин, немцы, Троцкий, деньги, Свердлов и евреи — чередуются в разнообразных комбинациях.
После этого исторического мужеложества в следующей главке «приходит» Фурсов с теорией о мировой революции, англосаксах и Сталине.
Отбросив общепринятую точку зрения на исторические события автор создаёт впечатление что такое «трактование» имеет право на существование! Стоит ли лишний раз говорить что автор сознательно распространяет фальшивые сведения?!

В последней Лекции Шнепс-Шнеппе протягивает линию от проектов мироустройства Карла Баллода к современному геополитическому положению. Бегло просматриваются концепты Ларуша, Бжезинского, Фурсова и Хазина, влияние Китая, исламизация Европы и судьба России. Одна из краеуголных мыслей автора: можно и нужно улучшить капитализм. Улучшенный капитализм это почти-социализм как его предлагал Баллод. Не забывает автор помянуть что «в лоне СССР Латвия процветала». Что мешает ему идейно вернуться к проекту СССР не понятно, он так и не перестаёт «превращать» капитализм с его грабительской сущностью в «конфету» для читателя.

Примечания на цитаты и документы имеются частично. Там где встречаются широкие интерпретации событий сноски на источники вдохновят кого угодно только не историков: Стариков, Шамбаров, Хазин, Фурсов, Бжезинский, Солженицын, Грейгъ, Носовский и Фоменко, и просто ссылки на страницы из интернета с сомнительным авторством. Это нам указывает на своеобразный круг интересов автора через который он пропускает «свою» историю для нас.

Кому читать?
Начинающему читателю или историку такое противопоказано. Начинающий не отличит факты от вымысла, следовательно будет дезинформирован.
Настоящий историк будет видеть несоответствия на каждой странице и чтение станет настоящей мукой. Любитель истории может почерпнуть что-то неизвестное для себя, но тут надо отдавать должное добросовестности читателя — если он не поленится преверять факты, то останется таким же дезинформированным как и простой обыватель.

Книга к истории имеет отдалённое отношение. Скорее это публицистическое произведение автора который «видит» так как желает нужным. О «заказе» издательства не хотелось бы думать.
Могу сказать что полезнее прочитать «кривую» Википедию и любые исторические книги по затронутым темам изданные в советское время, сейчас их в достатке можно найти в интернете.

Книга является образцом исторического самодурства.


Для вас читал maksim_kot


Содержание:

Лекция 1. Введение: о делах и людях, историей позабытых
О справедливости: как созревал бунтарский дух..
Четверо бунтарей из рода Баллодов....................................9
Карл Баллод — государствостроитель................................11
Юрий Самарин — свидетель произвола остзейских немцев..........14
Кришьян Валдемар — несостоявшийся мореплаватель, но состоявшийся русификатор......15
Райнис, Стучка, Данишевский — пламенные марксисты.... 18
Вольдемар Озолс — офицер шести армий........................23

Лекция 2. Немецкое иго: от Крестовых походов до Полтавской битвы
Как «вырос» Голубой банан (по Брюне)..............................27
Ярослав Мудрый: первый проект Евророссии................30
От Крестовых походов до Московской Руси.....................34
Возникновение Ливонии.......................................................39
Борьба Московии за Остзейский край................................42
Ливонская война (1558-1583).................................... .42
Осада Риги, 1656 ................................................................46
Северная война (1700-1721)...........................................48
Остзейцы пошли служить Российской империи............51
Петровские гарантии остзейцам....................................51
Двести лет на службе России..........................................54
Ю.Ф. Самарин — о правах остзейских немцев .... 56

Лекция 3. Переход в «русскую» веру — первое национальное пробуждение латышей
Гарлиб Меркель — свидетель одичания латышей .... 62
Историческая справка о положении крестьян................
Гернгутеры — невольные учителя будущих бунтарей . . 70
Как курляндские евреи «сагитировали» латышей . . . . 76
Движение в православие и бесславный ко н е ц ...............80
1841 год — начало движению....................................... 80
Звездный час Давыда Баллода......................................85
Бесславный конец движения в «русскую» веру . . . . 92
Почему Николай I остановил переход в православие: революции 1848 .

Лекция 4. Младолатыши — за русификацию края
Младолатыш К. Валдемар и «Петербургас Авизес» . . .106
«Печатная война» за Остзейский к р а й ..............................112
Самарин против Ширрена: о судьбе Остзейского к р а я .......117
Меморандум Валдемара в действии................................. 124

Лекция 5. Как Петр Баллод стал государственным преступником
Бунтарский Петербург после Крымской войны ............. 130
Чем жил Петербург в 1856 ........................................... 130
Главные бунтари: Герцен в Лондоне и Чернышевский в Петербурге...
Валуев — свидетель бесчинств в столице.................138
Забытая история попытки государственного переворота....
Декабристы....................................................................... 144
Комитет русских офицеров в Польше.........................146
«Карманная» типография и связь с военными . . . .148
Заточение в Петропавловскую крепость................... 156
Как Петр Баллод избежал смертной казни ................ 160
О нераскрытом заговоре военных.............................. 166
Жизнь в С и б и р и .....................................................................169
Петр Баллод в русской литературе....................................171

Лекция 6. 1905 год в Латвии и его мировое значение
Профессор Карл Баллод — за мирный путь к государству будущего.
Райнис, «Новое течение» и спор о сути марксизма
Рождение Латвийской социал-демократии..................... 188
1905 год — хроника событий............................................. 193
Карл Баллод: что делать российским революционерам.....206
1914 год: Ленин добивается перехода латышских социал-демократов к большевикам... 210

Лекция 7. Мирная пролетарская революция в Риге 17 мая 1917
Как возникли латышские с тр е л ки .....................................214
О Рождественских б о я х ....................................................... 221
Отречение царя — заговор Генштаба.............................. 227
О «Приказе № 1» и еврейском вопросе
по Солженицыну................................................................ 232
17 мая 1917 — роковой поворот в истории России . . 238
Исколастрел — оплот революции в Р и ге .................. 238
Хроника революционных событий..............................240
Исколат — советское правительство Латвии............ 248
Немцы побеждают................................................................ 253
Захват Риги ........................................................................253
Кайзер Вильгельм II принимает парад в Риге . . . . 255
Брестский м и р .................................................................. 256
Несостоявшееся Балтийское герцогство................... 258
Вольдемар Озолс: за создание латышского корпуса, а зачем?......260
Латышские стрелки уходят к Л енину.................................264

Лекция 8. Геополитические аспекты трагедии латышских стрелков
Как англичане перекраивали карту Европы...................271
Транссиб и Багдадская железная д о р о га ................... 272
Дарданелльская операция............................................275
Геополитик Маккиндер.................................................. 277
Версальский мир и планы передела Р о ссии.............280
Бермонтиада: Антанта на стороне большевиков .
Кто платил за Октябрьскую революцию . ....................... 299
Почему латышские стрелки ушли в небытие: подсказка Андрея Фурсова..... 306

Лекция 9. О будущем мироустройства
Карл Баллод — «строитель» пяти государств..................314
О переселении латышей в Бразилию (1889-1891) . .317
О социализации Латвии (1918).....................................319
О еврейском государстве в Палестине: 1906-1918 . . 322
Опыт социализации Германии (1918-1919)................328
Красная Вена (1918-1934)..............................................332
О «Государстве будущего» в Советской России (1920-1926)....... 337
Пора перечитывать труды Баллода.............................342
От Карла Баллода к Линдону Ларушу:
о социальной справедливости....................................... 346
О тщетности благих намерений государства.............346
О «Физической экономике» Линдона Ларуша . . . . 350
Линдон Ларуш и Карл Баллод: параллели.................352
Капитализм: его основная черта — отсутствие будущего... 356
В Средние века корысть была худшим из грехов . . 359
Религиозный фундаментализм — родник исламизма.....361
Пропасть между бедными и богатыми.......................365
Как США пытаются сохранить мировую гегемонию .
Транстихоокеанское партнёрство..
Збигнев Бжезинский меняет «ориентацию»...
Китай выходит на мировую а р е н у .
Новый шёлковый п у т ь .
Первая китайская зарубежная военная база
Искусственные острова в Южно-Китайском море
Об исламизации Европы и судьбе Р о с си и .
Европе грозит исламизация.
Грозит ли России распад.
О судьбе России по Фурсову.
О возрождении «Красного» проекта по Хазину
Глобальный проект: от сетевой формы до империи.
Ссудный процент как основа Западного проекта
Исчез ли «Красный» проект.
Богатства Урала для будущей Евророссии.
Новые транспортные системы
Новые будущие города на Урале
Сабетта — первый город из проекта УП -УП
О Латвии, былое вспоминая

Примечания




Tags: maksim_kot, Латвия, инфовойны, историческая справочная, книги, латышские стрелки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments