maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Очередная премьера в опере. ДАУКА и ПУСТОТА.

https://cdn.opera.lv/images/1/3/large_4b535634.jpg
ДАУКА и ПУСТОТА
Взял за правило не писать рецензий на латышские оперы. Не хочется задевать за живое здравствующих композиторов, ведь премьера латышской оперы предполагает критический разбор не только постановки, но и самого произведения, как музыкальной, так и поэтической его части. Здесь требуются не мои знания и, быть может, не моё понимание латышскости, которое я, быть может, и не очень хочу обнажать публично, тоже, чтобы не задевать за живое.

Сделаю исключение для «Дауки», оперы Андриса Дзенитиса на либретто Карлиса Вердиньша по рассказу Садраба Эджуса «Dullais Dauka» (1920-е гг), показанной в рамках Рижского оперного фестиваля 8 июня. Мне показалось, что этот опус невыносимо, т. е. нестерпимо скучен. Даже я, человек заинтересованный и выдержанный, ушёл за полчаса до окончания спектакля. И это при том, что режиссёр Инара Слуцка и художник Катрина Нейбурга постарались, чтобы визуально представление смотрелось. Как известно, вода – субстанция, на которую можно смотреть бесконечно. Боюсь, не будь там так много воды, я бы смылся ещё раньше.

Так вот, дело не в сценографии и режиссуре, которые при самых дружных усилиях постановщиков не в состоянии выпихнуть меня из театра. Дело в музыке, вокале и, наверное, ещё больше в смысле происходящего, а точнее, в полном его отсутствии.

Если я правильно понял, то либретто представляет собой прозаический текст. Писать музыку на прозу не так уж ново. Прокофьев писал музыку на текст «Войны и мира», «Коммунистического манифеста», ленинских статей и даже сталинской Конституции. И если у него это получалось (слушай Кантату на 20-летие Великой Октябрьской революции), то потому, что он Прокофьев. И ещё потому, что даже текст сталинской Конституции, как я теперь понимаю, занимательнее и поэтичнее, чем либретто Карлиса Вердиньша. Дзенитис этого не учёл, когда взялся за работу.

Не знаю, как история Дауки могла вызвать у композитора позыв вдохновения? Как Дзенитис мог извлечь из неё такие густые оркестровые краски а ля тот же Прокофьев? Впрочем, музыкальной воды в его «опере» гораздо больше, что и понятно при такой протяжённости береговой линии. Я, конечно, могу ошибаться, но Дзенитис в «Дауке» отказался от соблюдения принципа лейтмотивов. Его музыка утомительно изменчива и одновременно утомительно однообразна, хотя, возможно, специалисты различают в ней красоты, недоступные моему восприятию.

На мой взгляд, оперой «Даука» зовётся исключительно по недоразумению или по сговору. В лучшем случае, это оратория и к тому же прескучная, хотя несколько голосов (священника, хромого учителя, гувернантки, хора мальчиков, но не самого Дауки и не его матери) показались мне интересными. «Даука» нарушает все условия и условности жанра. Отсутствие содержания взрывает мне мозг. Я бы так и назвал этот опус: «Даука и пустота» (с маленькой, но можно и с большой буквы).

Что я вынес из «Дауки»? Перечислю. «Нау лаби, кад вису гриб зинат» (Не хорошо, когда всё хочешь знать»). Эта сентенция звучит на 45-й минуте представления, герой которого задаётся вопросами, характерными для детей начала ХХ века. Любознательный Даука хочет знать, правда ли, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, правда ли говорится в Библии? Он хочет, чтобы Бог пришёл и лично ему, Дауке, всё растолковал. И много подобных желаний у Дауки. Он хочет дойти (доплыть) туда, где земля (море) смыкается с небом. Он также хочет познакомиться с голой правдой (чтобы трахнуть её, подумалось мне, нечестивцу, а потом грохнуть, как это сделали его соплеменники лет 70 спустя после выхода в свет рассказа Судраба Эджуса). Наконец, он хочет пойти в высшую школу («Там есть правда»), и совсем не хочет шить трусы, к чему принуждают его окружающие. И мальчик уходит в море, туда, где оно смыкается с небом. Очень трогательная история, но, по-моему, не для оперной сцены. Может быть, для учебника латышского языка и литературы 3 класса. Не старше.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1986236571687021&id=100009020911097


Tags: 2018, Латвия, Латвия сегодня, аналитика и тенденции, местные красОты, хроники антикультурной жизни
Subscribe

Posts from This Journal “хроники антикультурной жизни” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments