maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Рижская вагонка. Продолжение.

Сбежавшие поезда


Источник.
Скандальная ситуация с крупнейшим в истории Латвии конкурсом на закупку поездов рассматривалась на заседании комиссии Сейма по народному хозяйству. Инициатором этого разговора в парламенте стал депутат от «Центра согласия» Иварс Зариньш. В интервью «Часу»» Иварс Зариньш рассказал о своем видении ситуации и о ее невидимых для большинства жителей страны пружинах.



За круглым столом

– По вашей инициативе вопрос о договоре с компанией CAF обсуждался в парламенте?

– Да. В Сейме я специализируюсь на вопросах народного хозяйства. Сейчас идет обсуждение Национального плана развития Латвии, краеугольным камнем которого является развитие промышленности. Я занимаюсь анализом этого плана, и чтобы мои выводы были реалистическими, а не такими абстрактными, как этот план, я встречаюсь с представителями нашего производства. И это они высказали мнение, что заключение договора с испанской компанией CAF о закупке поездов позволило бы совершить очень серьезный рывок, это они выразили свою глубокую озабоченность тем, что правительство очень небрежно относится к этой возможности. Хотя это действительно уникальный шанс для Латвии.

– В чем это конкретно выражается?

– Если мы заключим договор с CAF, то поезда будут производиться у нас в Риге. И испанцы готовы помочь в этом не только инвестициями, но тем, что для нас намного важнее, – поделиться своей передовой технологией, а также обучить наших специалистов. Вообще развитие машиностроения можно сравнить с ростом дерева: тяжелое машиностроение формирует «ствол» производства, на котором вырастают все новые и новые «ветки». То есть новые отрасли производства и услуг.

Статистика свидетельствует, что одно рабочее место в тяжелой промышленности дает до восьми новых рабочих мест в других отраслях, предоставляет дополнительные возможности нашим инженерам и ученым. А это тысячи новых рабочих мест и потенциал для экспорта на сотни миллионов.

– И вы решили вникнуть в то, что происходит с договором с CAF?

– Да. И очень скоро получил подтверждение тому, что процесс переговоров действительно зашел в тупик и что ничего не делается для того, чтобы выйти из этого тупика. Даже более того... «Пасажиеру вилциенс» (ПВ) убежденно уверяло всех в Латвии, что CAF встала в позу и не идет ни на какие уступки. А CAF утверждала, что ПВ не хочет вести с ним переговоры, что найти приемлемое для обеих сторон решение в рамках предложенного ПВ невозможно, потому что требования, которые выдвигает ПВ, абсурдны.

И действительно, например, было объявлено, что произведенные поезда должны быть сертифицированы во всех европейских странах. Но это на самом деле абсурд, потому что в Европе имеются две разные ширины колеи и поезд не может одновременно подходить и для узкой, и для широкой колеи. И вообще эти поезда будут использоваться в Латвии и бывших республиках СССР. Ну зачем их сертифицировать в других европейских стандартах! Там нет и не будет широкой колеи, если только Евросоюз не вступит в СНГ...

На заседании комиссии Сейма по народному хозяйству, на котором присутствовали представители CAF и ПВ, я предложил сторонам не заниматься поиском виноватых, так как на это хватит времени, если сделка будет провалена... И сфокусироваться на том, как найти решение. И при таком подходе вдруг оказалось, что все вопросы решаемы, и обе стороны нам, депутатам, заявили, что они видят выход из тупика и готовы приступить к подготовке необходимых поправок к договору.

ПВ согласился подготовить поправки и представить их на рассмотрение CAF, я предложил сразу же в присутствии комиссии договориться о времени и месте переговоров. Что и было сделано. На этой позитивной ноте мы завершили заседание.

«Дворцовые» интриги

– И что было дальше?

– А дальше – как в романе о дворцовых интригах. Когда CAF прибыла на переговоры, ПВ вместо обещанных поправок положило на стол то же самое абсурдное предложение: или принимаете его, или можете уезжать. Представители CAF были шокированы и хотели сразу же отправиться в аэропорт. Возможно, в этом и состоял план тех, кто вел переговоры со стороны ПВ. ПВ даже поспешило заявить, что CAF не готова к принятию необходимого компромисса.

– Но испанцев все-таки удалось убедить остаться...

– Да. Но лишь за день до истечения срока, около семи вечера CAF наконец-то получила от ПВ обещанные на заседании комиссии Сейма предложения! Почти неделю, от среды до понедельника, CAF сидела в Риге и ждала. И наконец-то ПВ прислало CAF обещанные поправки к договору. Всего 70 изменений. На согласование всех этих вопросов CAF было оставлено чуть более суток. Но несмотря на это, в течение этих суток был достигнут такой прогресс, какой не был достигнут за все полгода переговоров. И когда CAF уже справилась почти со всеми выдвинутыми предложениями, ПВ в последний день (около восьми часов вечера) выдвинуло новое требование: компания CAF должна заключить договор об обслуживании поездов с Латвийской железной дорогой. И это за несколько часов до истечения срока!

CAF побежала на переговоры с Латвийской железной дорогой и принципиально договорилась. Но, конечно же, железная дорога была не готова сразу же (той же ночью!) подписать договор и потребовала на это 15 дней. Что вполне логично. О достигнутой договоренности и о требовании Латвийской железной дороги дать им 15 дней на подписание договора компания CAF незамедлительно сообщила партнерам по переговорам в письменном заявлении. Но ПВ даже не попыталось вникнуть в суть вопроса. И буквально через пару минут после этого CAF было вручено официальное письмо о том, что время согласования истекло. Это письмо явно было подготовлено уже заранее. Этим все и закончилось.

Хотя по договору 2 октября, как последний день переговоров, не было незыблемой датой, ее вполне можно было перенести по согласованию сторон, если только стороны хотели договориться...

– Какой-то странный финал...

– Странным является не только финал, весь процесс этой закупки был очень странным. Да и отношение ответственных лиц государства тоже. И все это заставляет задавать неприятные вопросы: хотело ли правление ПВ вообще подписывать договор? Почему так велись переговоры? Почему это никого не волновало? Почему переговоры были остановлены у самого порога? Где все это время было зоркое око правительства?

Отмечу, что конкурс состоялся при правительстве Домбровскиса, при правительстве Домбровскиса был выбран победитель, при нем с победителем был заключен договор. А потом само правительство Домбровскиса стало подвергать свои же решения сомнению! Почему премьер лично не следил за заключением крупнейшего в истории Латвии конкурса о закупке? Почему он не заботился о том, чтобы эта закупка стала реально возможностью для индустриализации Латвии – не на словах, а на деле?

Вместо этого премьер выражал свою озабоченность только одним: что будет с европейским финансированием этого проекта? Ни словом не обмолвившись о рабочих местах и возможностях для развития страны, которые могут быть утрачены навсегда, в отличие от европейского финансирования, которое просто пойдет на другие проекты! А этот проект, возможно, стоило бы развивать и без подачек Европы. И если кто-то начинает утверждать, что это сделка невыгодна для Латвии, пусть представит свои расчеты! Сколько мы потеряем от того, что вместо нас, за счет нас будут строить и зарабатывать другие? Кому это выгодно?

– Как все это можно объяснить?

– Объяснить это можно только одним: кто-то был очень не заинтересован в этой сделке, в том, чтобы в Латвии производились поезда.

– В средствах массовой информации пишут, что некоторые латвийские политики в рамках этого конкурса лоббируют интересы швейцарской компании Stadler...

– Я думаю, что мы это скоро узнаем, ведь ПВ собирается в срочном порядке проводить новый конкурс. И в СМИ появилась информация, что правительство рассмотрит этот вопрос уже на своем следующем заседании! Как-то все вдруг дружно заработали.

Я считаю, что новый конкурс, как бы изящно он ни был бы проведен, не будет более выгодным для для нас, чем нынешний, если пoезда не будут строиться в Латвии. А Stadler не будет производить в Латвии поезда, это предприятие имеет свое производство рядом. Stadler будет продавать нам поезда. И такой подход, наверное, кому-то более выгоден. Но только не развитию страны.

Что будет?

– Можно ли сказать в вопросе о конкурсе поставлена точка?

– Не думаю, что это так. Хотя, полагаю, кому-то это очень хотелось бы! И кто-то будет на этом очень сильно настаивать. Увидим кто! В соответствии с договором существует определенная процедура, и CAF начала ее еще до того, как ПВ поспешило объявить о расторжении договора. Если CAF и ПВ до установленного времени сами не смогут прийти к соглашению, то любая из сторон может обратиться к международных посредникам в Стокгольме – в рамках процедуры медиации.

Лично мне будет стыдно за свою страну: неужели мы настолько импотенты, что не можем сами решать важные для Латвии вопросы! Даже тогда, когда все так очевидно...

Tags: Латвия сегодня, капитализм, кризис, партийная жизнь, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments