maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

«Времена землемеров». О латышах - первых романистах.

Александр Гурин ЛатвияИсторик, журналист
О латыше, написавшем учебник по истории России
18 августа 1848 года — в бедной крестьянской семье родился первый латышский реалистический романист — Матис Каудзите, педагог, публицист и историк. Помимо литературных произведений, он создал учебник по истории России, где восторженно писал об императоре, сыгравшем большую роль в судьбе его родного села.

В 1874 году на сцене театра в крупном селе Вецпиебалга был поставлен «Ревизор» Гоголя. Главную роль — Хлестакова — играл молодой учитель Матис Каудзите.

Театр в селе — явление крайне редкое и сейчас. А уж в те времена сельские жители, игравшие театральный спектакль, выглядели и вовсе необычно. Более того, Вецпиебалга, по определению многотомной латышской энциклопедии «Latviešu konversācijas vārdnīca», стала в XIX веке наряду с Москвой и Дерптом (ныне — Тарту) одним из трех центров первой латышской Атмоды.

В этом списке не вызывают вопросов такие города как Дерпт, где младолатыши учились в университете, или Москва, где жил и писал статьи признанный лидер Атмоды Кришьянис Валдемарс. Но как случилось, что центром народного движения и культуры стало село Вецпиебалга?



Вецпиебалга в 1920-е годы.

А это крупное латышское село прославилось не только театром: здесь был написан первый латышский роман, здесь в 60—70-е годы XIX века жили будущие знаменитости: землемер Андрейс Пумпурс — автор знаменитого эпоса «Лачплесис» и учитель Атис Кронвалд — публицист, в честь которого ныне назван бульвар в центре Риги.

Есть версия, что в XVIII—XIX веках местным крестьянам завидовали соседи: считалось, будто с тех пор как Петр I пожаловал имение в Вецпиебалге русскому полководцу Борису Шереметеву, крестьянам здесь жилось получше, чем землепашцам из имений немецких баронов. Не могу исключить, что так и было. Ведь есть свидетельства того, что остзейские (прибалтийские) дворяне порой обращались с крестьянами похуже русских помещиков. Приведу лишь несколько примеров.

Один случай связан с судебной тяжбой русского драматурга Дениса Фонвизина против барона Медема. Фонвизин неосторожно отдал свое российское имение в аренду этому барону. Вот как написали о дальнейшем развитии событий латвийские ученые. Доктор педагогики Александр Лосев и кавалер ордена Трех Звёзд, профессор Борис Инфантьев прокомментировали:


«В полном соответствии с остзейскими нравами, арендатор и его подручные требовали с крестьян непомерный оброк, заставляли выполнять непосильные работы, строптивых нещадно секли. Мольба о сострадании, о справедливости оставалась втуне… Фонвизин возбудил судебное дело».


А вот с какой иронией написал о различии в положении русских и латышских крестьян и позиции остзейских помещиков в конце XVIII писатель и историк Николай Карамзин:


«Господа, с которыми мне довелось поговорить, жалуются на их (крестьян — прим. авт.) леность и называют их сонливыми людьми, которые по воле ничего не сделают: и так надобно, чтобы их очень неволили, потому что они очень много работают, и мужик в Лифляндии или в Эстляндии приносит господину вчетверо более нашего казанского или симбирского».


Наконец, прибывший в начале XIX века в Лифляндию с ревизией заместитель министра уделов Российской империи Александр Арсеньев пришел к выводу: рабство русских крестьян мнимое, ибо они свободно хозяйствуют на вверенной им земле. А большинство латышских крестьян, по его наблюдениям, имели статус крепостных батраков и были бесправны полностью. Немецкие помещики часто так вели хозяйство: создавался хутор, крепостной-староста был его хозяином, а в подчинении у него был десяток крепостных батраков.



Имение в Вецпиебалге.

Так что версия, будто передача имения в Вецпиебалге Шереметеву облегчила участь местных крестьян, не выглядит неправдоподобной. Возможно, именно потому, что здесь крестьяне чувствовали себя свободнее, они занимались и разными промыслами.

Крестьянский сын Рейнис Каудзите, к примеру, уже в 17 лет так хорошо изготавливал прялки, что успешно зарабатывал этим себе на жизнь. Подобная судьба ждала и его брата Матиса Каудзите.

Но в местной школе открылся класс, где по желанию сельчан детей учили не только арифметике и грамматике, но и русскому языку. Рейнис Каудзите решил: это знание младшему братишке пригодится. И не ошибся.


Через несколько лет в Вецпиебалге открылась новая школа — волостная. Учителей не хватало. И Матиса, несмотря на отсутствие у него педагогического образования, назначили учителем. Все-таки образованный, и русский язык хорошо знает. А в помощь ему отрядили его брата Рейниса — пусть не имеющего образования, но обладавшего немалым жизненным опытом.

Так братья Каудзите из крестьян перешли в разряд интеллигентов — учитель и помощник учителя. А дальше последовал новый неожиданный поворот судьбы: они обнаружили в себе педагогический дар. Рейнис Каудзите так успешно занимался самообразованием, что сумел написать популярный учебник по географии, по которому многие латышские школьники учились вплоть до Первой мировой войны.


Матис Каудзите среди студентов.

В 1879 году братья Каудзите продемонстрировали новый талант. Они издали первый латышский реалистический роман — «Времена землемеров». В нем жизнь латышского села была показана весьма реалистично. Один из жителей Вецпиебалги даже дал объявление в газете, что, несмотря на слухи, не является прототипом отрицательного персонажа книги. Думается, это лучшее свидетельство того, что роман удался.

Об успехе писателей Каудзите говорит и такой факт: в том же 1879 году роман «Времена землемеров» был переведен на русский и опубликован в газете «Рижский вестник».



Братья Рейнис и Матис Каудзите.

Матис Каудзите был известен и как переводчик на латышский язык русских классиков — Пушкина, Лермонтова. Проявил он себя и как историк — написал книгу «Ход развития Российской империи», по сути, учебник по истории России «от Рюрика до наших дней». Матис Каудзите писал лаконично, но познавательно: «Рюрик был из племени Русь. Поэтому владения его стали называться Русью».

Необычно много места в книге уделено петровской эпохе — две главы. Причем Матис Каудзите писал о первом российском императоре в восторженных тонах. Он отмечал, что во всех делах царь Петр I «служил лучшим примером для других», подчеркивал его трудолюбие, любознательность.

Даже смерть Петра Великого Матис Каудзите связывает с подвигом:


«В последние дни своей жизни он простудился на море, при спасении погибающих матросов. Этот великодушнейший, гуманный поступок был причиной ранней смерти царя».


Необычное совпадение: царь, передав имение в Вецпиебалге графу Шереметеву, возможно, облегчил участь ее жителей. И через полтора века уроженец Вецпиебалги Матис Каудзите дал императору прекрасную характеристику.

https://imhoclub.lv/ru/material/o_latishe_napisavshem_uchebnik_po_istorii_rossii


Tags: Латвия, Российская Империя, историческая справочная, книги, местные красОты, мультикультурализм
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Ленин и латыши (книги).

    Ко дню рождения Ильича на Историках выложены книжки: В.И.Ленин о революционном движении в Латвии и деятельности революционной Социал-демократии…

  • Симонян Р. Х. - новая книга.

    Не читайте эту книгу. До "бомбы Ленина" я ещё не дочитал, но, чувствую, она где-то лежит... Как автор стал ДОКТОРОМ социологии я не…

  • Шёл солдат... (4). Память. Восьмой диалог.

    ПАМЯТЬ. ВОСЬМОЙ ДИАЛОГ. Участвуют. Янис Розе и Николайс Куплайс - командир взвода разведки 355-го полка 308-й Латышской стрелковой дивизии.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment