maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Сделано в СССР: гиперзвук из Риги.

Хранящиеся в Национальном архиве Латвии документы демонстрируют тот громадный задел, который имела русская наука по части гиперзвуковой техники — и, что особенно интересно, существенная часть из этих исследований произведена в Риге! Об этом пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».

Краснознамённый научный кластер

Историческая справка к фонду 267 Государственного архива Латвии (ныне часть Национального архива) гласит: «На основании постановления Совета Министров СССР от 29 июня 1960 г. № 689 и приказа начальника Главного Управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Министров СССР № 369 от 8 июля 1960 г. был организован 10 июля 1960 г. Рижский институт инженеров гражданского воздушного флота Главного Управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР на базе Рижского Краснознаменного высшего инженерно-авиационного военного училища им. Ленинского комсомола Министерства обороны СССР... Приказом Министра гражданской авиации № 492 от 3 августа 1967 г. на основании постановления Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1967 г. № 1709 за Рижским институтом инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола сохранен орден Красного Знамени, которым были награждены Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной Армии. Институт стал называться «Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола». Сокращенно — РКИИГА.

К концу 60-х годов в вузе работало 5 факультетов — механический, радиотехнический и электротехнический были основаны в 1960 г., а факультеты автоматики и вычислительной техники и инженерно-экономический в 1967 г. Число студентов составляло около 4,5 тысячи, среди профессорско-преподавательского состава на 38 кафедрах работало 150 обладателей ученых степеней. РКИИГА, будучи учреждением «центрального подчинения», т. е. в ведении Министерства гражданской авиации СССР, выполнял перспективные научные программы, ориентированные на прорывные области, где Страна Советов в конце 60-х являлась мировым лидером. Таковыми являлись и сверхзвуковые пассажирские самолеты. Если совершивший 31 декабря 1968 года Ту-144 имел максимально допустимую скорость 2633 км/ч (пассажирские полеты шли на 2000 км/ч), что вдесятеро превосходило летавшие всего 20 лет до этого «небесные тихоходы», то почему бы не замахнуться на фантастические показатели?



«18-19 тыс. км на водородном топливе»

И в 1969 г. кафедра аэродинамики, гидравлики и динамики полета РКИИГА начинает работу по теме «Гиперзвуковые пассажирские самолеты» (ГПС), утвержденной проректором по научной работе, профессором, доктором технических наук В. Е. Касторским (заведующий профильной кафедрой) и начальником научно-исследовательского отдела А. Б. Беликом. Авторский коллектив — доценты, кандидаты технических наук Тотиашвили, Гаухман, Казанский. «Основной задачей являлась оптимизация гиперзвукового пассажирского самолета на углеводородном топливе с числом M полета, равным 7. Варьировались силовые установки и схемы теплоизоляции конструкции. Основным критерием сравнения принята дальность полета при перевозке 130 пассажиров».

Ученые выбрали комбинированную силовую установку — форсированный турбореактивный двигатель плюс турбопрямоточный двигатель. «Возможны два основных типа теплоизоляции и конструкции: а) конструкция из алюминиевых сплавов с водяным охлаждением и холодильным агрегатом с теплоносителем; б) „горячая“ конструкция из никелево-кобальтовых сплавов с изоляцией... Максимальная дальность полета ГПС составляет около 9500 км...» (у Ту-144 — 3100 км). Но это не предел: «Принятые в расчетах аэродинамические характеристики и параметры двигателей рассчитаны с учетом перспективы на 10-15 лет. Если принять несколько более оптимистические данные... то максимальная дальность самолета составит 11 500-12 000 км».

Ну а куда же отправятся советские пассажиры на таких чудо-машинах?

«Применительно к Аэрофлоту, можно назвать линии из Москвы на Кубу, в Южную Америку, в Центральную и Южную Африку, в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, в Австралию, Антарктиду и пр.». Нельзя не подивиться немереному социально-экономическому оптимизму научного коллектива РКИИГА!

10 июня 1967 года был выполнен первый полет на опытном истребителе «23-11» КБ Микояна. Изюминкой этого самолета, ставшего основой для знаменитых истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27, стало изменяемая геометрия крыла — от почти прямого в дозвуковом, до стреловидного в сверхзвуковом режиме. Но уже в 1969 г. рижские аэродинамики предсказывали: «По всей вероятности, в ближайшем будущем самолет с изменяемой геометрией крыла станет настолько же обычным, как и самолет с убирающимся шасси. Заметные выгоды могут быть получены на сверхзвуковых пассажирских самолетах при использовании на них крыла изменяемой геометрии».

«В 1970 г. предполагается целесообразным провести аналогичные сравнения для ГПС на водородном топливе». «Экономически целесообразным» признано создание к концу 80-х годов ГПС «со скоростью полета М-10-14 и дальностью полета 18-19 тыс. км на водородном топливе».

На всякий случай, 14 скоростей Маха, это 17 150 км/ч. Об этом показателе всерьез писали в Риге пятьдесят лет назад. Есть еще сомневающиеся в «Авангарде»?

https://vesti.bb.lv/statja/segodnja/2019/01/04/giperzvukovoe-oruzhie-putina-kovalos-v-stolice-latvii


Статья  в источнике имеет идиотский запутинский посыл, поэтому немного её переименовал. (- прим. моё)

Tags: 1960-е, Латвия, Сделано в СССР, историческая справочная, местные красОты, наука
Subscribe

Posts from This Journal “Сделано в СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment