maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Чемодан, вокзал, Россия: транзит собирает вагоны и уходит из портов Латвии

Многие латвийцы видели передвигающиеся по нашей железной дороге вагоны, на борту которых была надпись "Новотранс". Это название группы российских компаний — одного из крупнейших игроков в транзитной отрасли. Она, как и многие другие, переориентирует свои грузы с прибалтийских портов на свои. "БИЗНЕС Сегодня" выясняла, кто еще и каких грузов собирается нас лишить в будущем году

Ценный клиент

Группа компаний "Новотранс" собирается переориентировать транзит из Прибалтики в российский порт Усть–Луга, где продолжается строительство нового универсального терминала. Суммарная стоимость перевалки грузов, которых лишатся Литва, Латвия и Эстония, составит около 250 млн евро.

"Новотранс" — один из крупнейших в России и СНГ грузовых железнодорожных холдингов с парком вагонов свыше 25 тыс. единиц. Буквально на днях на официальном сайте компании появились детали инвестиционного проекта по созданию в порту Усть–Луга нового универсального терминала, которым "Новотранс" решил обзавестись, как оказалось, еще в прошлом году. Строительные работы уже начались. Сообщается, что общий объем инвестиций в проект составит 660 млн евро, а общий объем перевалки терминала достигнет 24,3 млн тонн в год. Большая часть этих грузов (более 20 миллионов) будет перенаправлена из Прибалтики и Финляндии. "Это означает, что колоссальные средства не уйдут за границу, а пополнят российский бюджет. Кроме того, будет создано почти 1000 новых рабочих мест", — отметил президент группы компаний "Новотранс" Константин Гончаров.

Зерно. А затем уголь

На первом этапе "Новотранс" возводит в Усть–Луге зерновой терминал, который позволит устранить дефицит портовых мощностей для перевалки зерна. По задумке инвесторов, этот объект должен стать ключевым. Урожайность зерновых культур в России растет, как и отгрузки на внешние рынки. Но специализированные терминалы для перевалки зерна на российской Балтике имеются только в Калининграде, поэтому российские производители вынуждены пользоваться услугами портов соседних стран.

"Проект в этом смысле предлагает оптимальное решение проблемы экспорта зерновых в Европу. Терминал "Новотранса" де–факто заберет перевалку этого вида грузов у порта Лиепая, который, в частности, в январе–феврале этого года перевалил около 710 тыс. тонн зерновых", — констатирует гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Следом за зерном уйдет и перевалка угля. Здесь уже рискует пострадать Рижский свободный порт — в его структуре грузооборота российский уголь по–прежнему имеет наибольший удельный вес. Вообще у столичной морской гавани дела идут неважно. За январь–октябрь текущего года через нее прошло на 8,7% меньше грузов, чем за аналогичный период прошлого года.

Комплекс "Новотранс" также будет перетягивать на себя железнорудное сырье, лесные грузы, черные металлы. Для стран Балтии, пожалуй, есть только одна хорошая новость: реализация проекта растянется на несколько лет. Первую очередь многофункционального терминала ланируют ввести в эксплуатацию только в начале 2023 года.

Далеко не единственная

"Новотранс" — далеко не единственная компания, которая занимается в данный момент переориентацией транзита на Балтике. Например, российский оператор вагонов "Технотранс" собирается вложить около 180 млн евро в строительство специализированного зернового терминала на территории морского порта Высоцк. Предприятие "Приморский универсально–перегрузочный комплекс" планирует построить глубоководный портовый комплекс в Приморске.

"Еврохим" не так давно сообщил о планах возвести новый терминал в Усть–Луге, который изначально планировалось запустить еще в 2015 году. Помешали нормы "Водного кодекса", жестко регламентирующие расположение химических объектов вблизи береговой линии. Компания рассчитывает уладить все законодательные моменты и построить терминал мощность от 5 до 7 млн тонн в год. Как заявил глава операционной логистики "Еврохима" Дмитрий Болдырев, деньги на это имеются.

Часть перевалки угля у прибалтийских портов, по мнению экспертов, может забрать и угольный терминал "Лавана" в Мурманске, который к 2022 году должен выйти на проектную мощность 18 млн тонн в год. Добавим, что компания "Ультрамар" создает в Усть–Луге терминал для хранения и перевалки минеральных удобрений.

Надежда на контейнеры

Нередко звучал призыв увеличить контейнеризацию грузов. Мол, именно этот сегмент может стать для латвийских портов спасительным кругом. И действительно, добавленная стоимость грузов в контейнерах выше, чем у транспортируемых навалом. Но процесс это не простой и не быстрый. Например, в Рижском порту контейнерооборот за январь–октябрь нынешнего года вырос менее чем на 1% — это немного, но показательно. Как долго продлится позитивная тенденция — пока не ясно.

Дело вот в чем. Несмотря на то, что стоимость перевозки в Московский регион одного морского контейнера через порт Санкт–Петербурга примерно на 500 евро дешевле, чем через порты стран Балтии, многие импортеры все–равно выбирают последних. Одна из главных причин — возможности кросс–докинга (или перетарка — операция по перегрузке товара из одного транспортного средства в другое) в Санкт–Петербурге сильно ограничены. Реально такие услуги оказывает только один терминал.

Другой аспект — таможенное законодательство и работа таможенных складов. Яркий пример тут — транзит алкогольной продукции. Крупные импортеры имеют возможность закупать продукцию и маркировать ее прямо на заводе–изготовителе. Более мелкие компании, покупающие вино у небольших независимых производителей, приобретают продукцию немаркированной. По закону, без наклеенных акцизных марок ее на территорию РФ ввозить запрещено. Поэтому такой товар идет в Клайпеду или Ригу, там ящики с вином вскрывают и каждую бутылку маркируют акцизной маркой. Половина импорта алкогольной продукции поступает в Россию через порты Литвы и Латвии.


https://bb.lv/statja/ekonomika/2019/12/03/chemodan-vokzal-rossiya-tranzit-sobiraet-vagony-i-uhodit-iz-portov-latvii


Tags: 2019, Латвия сегодня, Россия сегодня, аналитика и тенденции, железная дорога, капитализм, кризис, торгаши, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments