maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Шёл солдат... (1)

Начинаю серию публикаций переводов, навеянную "вызовом на слабо" Баира Иринчеева в одном из коментов в фесбуке. Речь шла о солдатских воспоминаниях о Великой Отечественной войне, книге Курпниека и фильме "Шёл солдат" Константина Симонова. И, в общем, я в это дело встрял со "своими" латышами. Переводы и розыск материалов с осени затянулись, часть готового материала внезапно утерялась на компьютере, потом праздники и свои проекты, время пролетело быстро, но лучше поздно, чем никогда. Постить в Фб такой объём слишком не удобно, так что там фотки и ссылки, здесь - фотки и полный текст. Все статьи этой серии переведены с латышского мной, фотографии равномерно распределены между постами, под каждой указан источник..
Главный герой этих материалов - Янис Розе, латвийский снайпер, разведчик, кавалер ордена Славы, участник Парада Победы. Фильм "Шёл солдат", в котором снимался Розе вместе с другими ветеранами, вышел частично и в плохом качестве, явился технической неудачей этого, как сказали бы теперь, "проекта Симонова". Но, в Латвии решили "доработать тему", выпустили книгу солдатских воспоминаний с экранным интервью Розе в том числе. Обо всём этом в серии статей и интервью...

ШЁЛ СОЛДАТ...٭

В то время Янис Розе мог представить себе, что фильмы, которые удавалось смотреть только в госпитале, ведь на фронте даже в те редкие моменты, когда с наступлением темноты развешивали полотно экрана, разведчикам, как всегда, приходилось идти на задание; что фильмы или, точнее, кино наполнит остаток его жизни... Что через тридцать лет после войны кино сблизит его с Константином Симоновым... Что спустя сорок лет после войны он снова шагает на Параде Победы, на этот раз на экране, и жалуется, что даже летопись не помогла выяснить, шагал ли он седьмым слева в пятом ряду или наоборот - пятым в седьмом... «Парад Победы» еще не вышел в прокат. Но когда он появится, я бы хотела посмотреть его с Янисом Розе. Я думаю, что фильмы о войне воспринимаются совсем иначе, если мы знаем, что рядом с нами сидит человек, который все это испытал. Даже не беспокоя его вопросами о том, как это тогда происходило на самом деле и что было с ним. Важнее другое, а именно, для этого поколения. искусство имеет собственное понимание. Но для Яниса Розе все сложнее: независимо от того, нравится фильм ему или нет, это его ежедневное рабочее место - руководитель отдела планирования репертуара фильмов Латвийского республиканского кинопроката. Надо поломать голову, где выгоднее всего показать фильм, нужно знать, где он получит самого отзывчивого зрителя. Репертуар республиканского кино должен быть грамотно и продуманно спланирован. Но фильмы о Великой Отечественной войне — это еще и его молодость. Разве у Яниса Розе не свой особый взгляд на эти фильмы, обогащенный опытом и эмоциями?

Я.Розе с товарищами в 1941 г. (второй ряд в центре) Фото из источника.


Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Розе подробно и основательно объясняет, как возглавляемый им отдел в год празднования Победы формирует репертуар фильмов о войне и патриотизме. Потом мы говорим о фильмах, которые ему особенно дороги: это, конечно, и экранизация романов Симонова, и его фильмов-воспоминаний, а также наш золотой фонд — «Судьба человека», «А зори здесь тихие...», «Отец солдата», «Баллада о солдате», «Освобождение», «Великая Отечественная война»... Целый каталог, в который вошли как художественные, так и документальные фильмы и даже телесериалы «Семнадцать мгновений весны» и «Долгая дорога в дюнах». И, наконец, то, как он на них смотрит.
— Конечно, как и остальные. Я смотрю с болью в сердце и тревогой. С болью, потому что вспоминаю своих боевых товарищей. Сколько их пало на поле боя... С тревогой, думая о наших детях и внуках, и желая, чтобы они видели войну только на экране.
Парадоксально, но легендарный разведчик, упомянутый в полсотни книг, снайпер с красноречивыми боевым счётом — 116 уничтоженных фашистов, 8 «языков», 12 рейдов в тыл врага — долгое время в моем сознании не сочетался с коллегой в повседневной работе. Хотя все в нашем учреждении знают, что за человек работает рядом с нами.
Янис Розе, кавалер всех орденов Ордена Славы, — первый в своем 130-м латышском стрелковом корпусе, единственный в стране в семье кинематографистов. Вы сразу отметите в нем бывшего солдата: за его насмешками над собой и другими скрываются смекалка и искромётный смех Василия Тёркина. Но на партийных собраниях и производственных обсуждениях слова «на свой страх и риск» звучат с его губ, как если бы он говорил: «Я вызваю огонь на себя».
И вызывал тоже. В течение пяти дней и ночей Розе корректировал по радио артиллерийский огонь с колокольни церкви в Виеталве. Под носом гитлеровцев, на территории с призрачным нейтральным статусом.
Представляю, как звенели колокола, когда снаряды попадали в своды башни.
На свой страх и риск Янис Розе также проделал большую работу. Когда и как были построены восемь из двадцати четырех кинотеатров в Риге? Когда Розе еще был главой городского совета по кинематографии. И потому, что он не боялся рисковать браться за работу, которую многие считали хлопотной и неблагодарной. Кинотеатры он строил в кредит, воспользовавшись ссудой Государственного банка.
Так почему эти два Розе кажутся мне несовместимыми? Именно потому, что мое поколение, никогда не знавшее войн, получило её яркую картину на экране. Годы и фильмы сделали свое дело; порой я не могу сказать, что было в жизни, что в кино. Передо мной Янис Розе — человек из плоти и крови, а не какой-то киногерой. Я слушаю его и пытаюсь представить его в юности, сидящим с рацией на колокольне и смотрящим на танки и пушки, ошеломленный грохотом снарядов и звоном колоколов... Но совсем как одержимые меня преследуют кинообразы. В память вплетаются эпизоды увиденных фильмов, живую биографию закрывают экранные цитаты.


Я.Розе с супругой Г.Розе. 1946. Фото из источника.

В воспоминаниях Константина Симонова прочитала, что он решил снимать документальные фильмы по воспоминаниям солдат еще и потому, что, прекрасно зная силу кинематографического и литературного образа, он стремился защититься от стремления искусства стать главным свидетелем войны. В фильме Симонова «Шёл солдат...» есть также Янис Розе. Немного, потому что с фильмом произошли неполадки и на экран попала только часть того о чем писатель в то время расспрашивал кавалеров всех степеней ордена. Когда брак был обнаружен, Яна Розе пригласили на пересъемку, но он был тогда занят. Но стенограммы интервью сохранились в книге Г. Курпниекса «Память», посвященной 40-летию освобождения Риги, некоторые из них опубликованы. Остальные находятся у Яна Розе дома. У меня тоже есть несколько страниц, которые Розе доверил только после долгих просьб.
Интерес к этим материалам вызывает буквально все. Как из этих разговоров родился фильм Симонова — кино с множеством реальных персонажей и в то же время настоящее авторское кино. Как он сам испытал войну и много раз рассказывал о ней в своих книгах, настойчиво пытался узнать от других все, что можно о ней рассказать, появляются новые нюансы, которые нам еще не известны.
— Он интересовался каждой деталью, — вспоминает Янис Розе.
— Не только деталями боевых действий, но и о жизни фронта и бытовом настроении. Он все время просил: расскажите как можно подробнее. И очень ловко повел меня по тропе памяти: то подводил меня к окну, чтобы я посмотрел на Москву, то задумал прочесть мне свои стихи... Меня иногда спрашивали, не жаль ли, что меня так мало показывали на экране во время интервью. Позвольте мне прояснить: совсем нет. У одних было больше кадров, у других — меньше. Но дело не в этом. Потому что и в фильмах, и в книгах о войне каждый из нас, фронтовиков, ищет не себя, а суровую правду ушедшего времени.

Я.Розе (с биноклем) и А.Упельниекс. Освобождение Риги, 1944. Фото из источника.

Галина Фролова.
Источник: журнал «Kino», №5, 01.05.1985, стр. 6-7.

٭ речь о фильме «Шёл солдат...». Автор сценария — Константин Симонов, режиссёр — Марина Бабак. ЦСДФ (РЦСДФ), 1975 г. — прим.пер.

Следующие посты серии:

2. https://maksim-kot.livejournal.com/1439186.html

3. https://maksim-kot.livejournal.com/1439437.html

4. https://maksim-kot.livejournal.com/1439708.html

Tags: 1941-1945, историческая справочная, латышские стрелки
Subscribe

Posts from This Journal “1941-1945” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment