maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Сыновья (Dēli, 1946), первый фильм.


Первый. Фильм в котором всё есть. "Обычно у нас" вспоминают фильм "Возвращение с победой" (Mājup ar uzvaru, 1947г.), но первым послевоенным фильмом Рижской киностудии в содружестве с Ленинфильмом являются "Сыновья" ("Dēli", 1946г.) (самым первым советским фильмом Рижской киностудии был "Каугурское восстание", 1940г.).
В этом фильме показано как война разделила семью - один брат прислуживает фашистам, другой - едет в тюремном поезде на "работу" в Германию... Побег, встреча двух братьев...
Для только что окончившейся войны показ такой драмы невероятен! Потом "некоторые" будут рассказывать как советская власть скрывала эту разделённость... Нет, не скрывала, а начала прорабатывать с первых месяцев Победы.
Ленинградские артисты (Олег Жаков, Лидия Смирнова, великолепный Василий Меркурьев и другие) и кинобригада появились в Латвии для съёмок фильма в июне 1945 года. Консультантом фильма был писатель Арвид Григулис, поэтому в фильме киноляпов не замечено. Съёмки проходили в Риге и окрестностях, в Огрском районе.
Премьера состоялась 16 марта 1946 года в Ленинграде, в Риге фильм показали тогда же летом.

Фильм и о фильме смотреть тут: https://kino-o-voine.ru/synovya-1946/ отличный отзыв под катом:

Обзор с сайта Кино-о-войне:

Как ? Почему ? В связи с чем такое произошло, что на на фильм «Сыновья» нет ни одного отзыва ? Эту досадную ошибку, я, насколько мне позволит мой язык, постараюсь исправить, ведь кино очень хорошее и достойное, а главное патриотическое. При целой россыпи наших замечательных артистов, которые воссоздали военную эпоху, и в частности, оккупированную Латвию, более чем правдиво. А они по другому и не могли, поскольку такое было поколение, не чета нам…

Начну с того, кто написал сценарий к этому фильму. Фёдор Кнорре. Тот, кто не забыл советский кинематограф, может припомнить такие фильмы, как «Истребители», «Родная кровь» с Вийей Артмане и «Солёный пёс» с Владимиром Меньшовым. Именно Фёдор Фёдорович написал сценарий к этим фильмам, поэтому вдвойне интересно было посмотреть военную картину, к которой и он приложил руку. И кино не обмануло, как не обманули артисты. Простое перечисление имён и фамилий уже о чём-то должно говорить: Олег Жаков, Лидия Смирнова, Лидия Сухаревская и Василий Меркурьев. Эти люди заслужили звания не потому, что отбывали номер на сцене или на съёмочной площадке или выступали в роли свадебных генералов. Они непосредственно прошли через горнило Великой Отечественной Войны, послевоенную разруху, а кто-то из них застал и революцию. Поэтому им можно верить.

Ну-с, а теперь о картине Александра Иванова «Сыновья». В одной из программ по первому каналу, актёр Евгений Цыганов рассказывал, как снимал сцену из-под поезда в сериале «Оттепель». А в 1946 году, оператор Иван Голдберг, снял нечто подобное в «Сыновьях». Вы представляете ? 1946 год, только-только закончилась война и Иван Голдберг изловчился снять Олега Жакова в моменте, когда его герою необходимо спрыгнуть с поезда аккурат на рельсы. То есть он открывает люк и бах туда плашмя. Риск больше никогда не открыть глаза велик, но он сделал это, как рисковали своими жизнями миллионы солдат и бойцов ради того, чтобы вернуться домой к своим близким, к матерям, отцам, жёнам и детям. Вот с этого захватывающего эпизода и начинается кино.

А дальше нас с вами ожидает балагур и весельчак Карлис (Василий Меркурьев), прислуживающий немцам. Но не торопитесь с выводами. Те, кто смотрел картину «Неуловимые мстители» должны помнить такого персонажа, как Буба Касторский. Вот нечто подобное и изображает Василий Меркурьев. Смотреть одно загляденье. Не случайно один из немцев купился на его присказку.

-Дурак ? А золотые руки. Это для нас лучшая комбинация.

Герой Меркурьева работает механиком, чинит машины и мотоциклы, а попутно… А впрочем, это лучше всего посмотреть самим. Не могу не привести одну шутку из уст героя Василия Меркурьева, которая и послужила к тому, что он сошёл за дурака.

«Поменьше слова, а больше дела, как говорит обер-лейтенант Бренар, когда заседание военного суда затягивается больше, чем на 10 минут». Нет, какие бы немцы расчётливые и прагматичные не были, а не одолеть им русских, которые при всей безнадёжности ситуации, сохраняют такое чувство юмора. Причём только русские могут дурачит не только немцев, но и самих себя, да так, что родная жена, с которой они прожили бок о бок достаточно долго, не могла подумать, что муж способен быть не только немецким холуем.

Фильм грамотный и квалифицированный даже по сегодняшним меркам. Много интересных и сильных сцен, вкупе с уже упомянутым юмором. Сразу вспонимается момент, когда герой Жакова видит своего друга повешенным, но не раскисает, как баба, а ничтоже сумняшеся ухлопывает двух фрицев, предварительно сдёрнув табличку с магазина «для немцев» и устраивая её под поверженным врагом. Это дорогого стоит. Я намеренно не упомянул о втором брате, дабы сохранить подобие интриги. И, кстати, в фильме есть мини-монолог матери, который заслуживает самых добрых слов. Посмотрите это кино.
Tags: 1941-1945, Латвия, Сделано в СССР, историческая справочная, кино, легионеры СС
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments