maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Сделано в СССР. "Как я делал новый РАФик"


Сергей Галактионов Россия

Как я делал новый РАФик
На конкурс в 1987 году

После показа фильма про завод РАФ я получил замечательный рассказ от Сергея Галактионова. Читайте. Председатель

Сергей Галактионов:

Факт из моей биографии:
когда я в школе учился в 3-ем классе, родители, видя мое увлечение автомобилями, подарили мне в День моего рождения «Краткий справочник НИИАТ». :)) Чуть позже отец отвез меня на завод РАФ в Елгаве, а его однокурсник провел экскурсию по готовящемуся к запуску заводу. Для меня это было откровением!..

На конкурс «Перспективная модель микроавтобуса», объявленный заводом «РАФ» в 1987 году, я выставил три планшета (формата А1). Сам конкурс формально был объявлен, как республиканский, но благодаря газете «Комсомольская правда», перерос во всесоюзный. Совет принять в нем участие мне дал один из работников ИТЦ РАФ, посмотревший мои эскизы летом 1987 года.

В то время я уже перешел на 5-й курс факультета механизации Латвийской сельскохозяйственной академии. И уже на следующий день после регистрации в оргкомитете конкурса, меня и весь наш студенческий курс отправили на военные сборы в Эстонию. Поэтому первые эскизы проекта я делал в свободное от курсантской службы время. А после возвращения со сборов, чтобы успеть к сроку, пришлось пропустить месяц занятий в академии.

Для работы над проектом мне выделили рабочее место за кульманом в одном из отделов КБ магнитной гидродинамики в Саласпилсе. Там я и ваял, как и полагается, полный рабочий день. А позже за те пропуски меня лишили стипендии за семестр. :)) Эх! Было время!




... Из-за несущественного несоответствия условиям конкурса (объем
топливного бака оказался меньше необходимого) мой проект не прошел во
второй тур, но был отмечен специалистами и продолжил «утешительное»
присутствие, но уже без права занятия призового места.


Интересно то, что команда ВАЗа, проигнорировала условия конкурса и
выставила свой проект с компоновкой не соответствующей его условиям.
Однако это не помешало присудить ей вторую премию.

После участия в этом конкурсе меня пригласили на работу в ИТЦ РАФ в Риге.

Это и стало моим призом и верхом всех ожиданий — стать автодизайнером.
Для меня — изрисовавшего автомобилями все поля школьных тетрадок, а
позже — студенческих конспектов,.

Забавный факт: совхоз, стипендиатом которого я был, со скрипом, но все же дал согласие на мой
уход. Но! Лишь при условии внеочередного получения от завода
микроавтобуса РАФ (1-ой комплектации). Стоит отметить то, что в то время
РАФики были невероятным дефицитом. Правление завода во главе с
директором Виктором Боссертом, согласилось выделить один бусик из
сверхплановой продукции. В результате произошел обмен: РАФ получил меня —
перспективного работника, а совхоз — дефицитный РАФик.

Через несколько месяцев после моего прихода в ИТЦ РАФ мне повезло принять
участие в проекте RAF M2. Это был наиболее значимый для меня проект за
три недолгих года моей работы в ИТЦ.

Проект запустили весной 1989 года. Главный конструктор завода предложил мне взяться за
разработку дизайна перспективной переднеприводной модели микроавтобуса
вагонной компоновки.




За основу дизайна был взят один из моих эскизов под девизом «Визуальное
деление на функциональные зоны». Он, как и было заявлено в концепции
данного проекта, предполагал широкую линейку модификаций на основе
базовой модели. Александр Рыбалка вел конструкторскую часть проекта.




Пластилиновый макет в М 1:5 я сделал в течение месяца. Потом сделал
второй вариант оформления передка, касающийся главным образом формы и
расположения фар головного света.




В разработке прототипа вагонной компоновки проекта RAF М2 (впоследствии
получившего название «Стилс») на стадии макетов М 1:5 в 1989 году на
конкурсной основе принимали участие: Артур Эйсерт (автор дизайна
знаменитого РАФ-ика), дизайнеры НАМИ и я — дизайнер ИТЦ РАФ Сергей Галактионов.

Осенью 1989 г., после осмотра макетов проекта RAF
M2, где НАМИ представил свой макет (его можно увидеть в «Музее моторов» в
Риге), руководством приняло решение продолжить работу по пути
предложенному НАМИ. Далее работу над проектом я наблюдал уже со стороны.
А воплощением этого пути стали два ходовых макета, известных под
названием РАФ «Стилс» (RAF Stils), о которых писали многие издания (к
примеру, известная статья в журнале «За рулем»).



Каким мы могли бы увидеть RAF M2 в дизайне, разработанном в ИТЦ РАФ (далее RAF M2 SG).


В 2012 году, используя имеющиеся технические данные этого проекта, я
восстановил чертежи микроавтобуса (некоторые данные помог уточнить
ведущий дизайнер проекта RAF М1 Владимир Васильев, в то время мой
коллега по работе в ИТЦ).



На основе восстановленных чертежей, фотографий макета и эскизов мной были созданы твердотельные 3D модели в М 1:1.




В работе над ними я старался сохранить историческую точность. Изменения
минимальны, и они есть только там, где их появление было очевидным еще в
1989 году, когда шла работа над пластилиновым макетом.




Работа над 3D моделью показала, что в целом в дизайне все было задумано
верно. «Косяки» не вылезли, и кардинальных изменений не потребовалось.
По «гамбургскому счету» этим я доволен.




Не стоит все же забывать, что это — работа двадцатичетырехлетней
давности (1989 г.). Мне думается, что дизайн разработанный в ИТЦ РАФ в
проектах RAF М1 (Роксана) и RAF М2 SG можно рассматривать, как
достижение. Это, несомненно — уровень. И, мне думается, это касалось
всей нашей команды того времени. Эти автомобили и сегодня смотрятся
современно.




Дизайнеры НАМИ (Стилс) выполнили свой вариант, следуя легковой
философии RAF-2203, т.е. по сути это — большой минивен, не
предполагающий модификаций. Я же пошел по пути создания семейства
пассажирских и грузовых автомобилей (с удлиненной базой и высокой крышей
в том числе), как это и делается в этом классе.








Осматривая макет RAF M2 SG, ведущий конструктор проекта RAF M1 Сергей
Бугай оценил его однозначно выше, как минимум по функциональности и
возможности создания широкой линейки модификаций на основе базовой
модели.

Создание же модификаций с удлиненной базой,
двустворчатой задней дверью, высокой крышей на основе RAF М2 НАМИ
(Стилс) было проблематичным из-за стоек крыши, имеющих очень большие
углы наклона. А без таких модификаций в нем не было смысла.

Однако, для изготовления ходового макета был принят вариант RAF М2 НАМИ (Стилс).


Уже к завершению 1991-го года свою работу в ИТЦ я счел бессмысленной, а
судьбу самого завода предопределенной. Не желая быть ведомым «на
заклание», я ушел в «свободное плавание».


Глядя на то, что делалось в автодизайне на просторах бывшего Союза в те и в последующие
годы, вижу, что мы на РАФе тогда были на высоком уровне. Могли быть еще
выше. Могли быть...

Сегодня же для меня это как медалька — просто приятное воспоминание.

Кратко о себе: родился в Огре. ...Последний год опять живем в Москве. Год назад в это же время
мы жили в Королеве, еще год назад в это же время в Калининграде, еще
год назад в Петербурге. В Питере у нас «база» — оттуда мы уезжаем и туда
же возвращаемся.
Последние пять лет работаю в области дизайна, как «свободный дизайнер». О специализации — проще заглянуть в мое портфолио.
Не представляю себя без музыки (последние время, как слушатель).
И каждый день, задаваясь вопросом: Ну как ты, родной? Себе отвечаю: Жив! :)



П.С. от Председателя. Дополнение ( к теме) из переписки:

Председатель: отличный рассказ и ностальгический. Я тоже своей первой работой в КБ «Орбита» горжусь — магнитола «Рига-310» — там вверху картинка. Только мне повезло больше: мою Ригу успели внедрить в 1985-м.

Сергей Галактионов: Авторство знаменитой 310-той мне уже известно… Кстати, именно на нее мы записали свою репетицию с группой Тайзелс: вот тут можно послушать.

Председатель: Удивительно, там ведь — советские копеечные электретные микрофоны, а даже басы слышны и стереобаза есть...

Сергей Галактионов:
Да, у Риги-310 был на удивление мощный звук и способность к объемной
записи на электретные микрофончики, не перегружая их. Мы ж тогда на
репетиции «гремели» в одной небольшой комнате. Как 310-ая сумела на
автомате вывести и вытянуть тот музон? Но факт — смогла. И благодаря
этому у меня сохранилась единственная запись работы с Тайзелсами, которую можно (хоть и с небольшой оговоркой) дать послушать людям.

Лучше всего получилась в той записи вот эта вещица:

Председатель: Эх, чертовски приятно…

Фото: 1985 год, Рига, вид на стоянку маршруток напротив вокзала. (Ну и
кто скажет, что в советские времена в Латвии запрещали латышский язык?
Реклама даже не дублирована!)



Источник и комментарии - http://imhoclub.lv/material/kak_ja_delal_novij_rafik
Tags: 20 лет без СССР, Латвия, СССР, Сделано в СССР, историческая справочная, местные красОты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments