maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Category:

Ленин — в Риге!

Попались интервью хоть и относительно старые, но не устаревшие. Чтоб не пропало оставлю у себя.
Про музей Ленина, латышских стрелков и вечно живые ленинские идеи.

maksim_kot

Ленин — в Риге!

Два дня назад исполнилось 138 лет со дня рождения Владимира Ильича ЛЕНИНА, не будь которого, не было бы, возможно, и ЛАТВИИ…

Сегодня в "ВЕСТЯХ": эксклюзивные интервью с Андрисом ШВАГЛИСОМ — владельцем исторического дома в центре Риги, где останавливался Ленин в 1900 году, и последним 1–м секретарем ЦК КПЛ, а ныне — руководителем Социалистической партии Латвии Алфредом РУБИКСОМ.
[Spoiler (click to open)]

Сегодня лидер большевиков Владимир УЛЬЯНОВ, ставший по партийной кличке ЛЕНИНЫМ, для одних — абсолютное зло, палач. Для других — борец за права всех сирых и угнетенных. Для третьих, в основном людей молодых, — историческая личность и не более. Для большинства родившихся в 1960–е — символ беззаботного детства с памятниками кучерявому Вове в детских садах и такими же портретами на октябрятских значках.

Но как к Ленину ни относись, именно он перекроил судьбу Российской империи, взбудоражил полмира. Именно благодаря ему Латвия состоялась как государство. Об этом сегодняшние руководители Латвийской Республики, многие из которых в прошлом успешно сдавали экзамены в вузах по марксизму–ленинизму и получали партийные билеты коммунистической партии, предпочитают не вспоминать.

Убраны памятники Ленину с площадей и скверов, выпущены новые учебники по истории, запрещены компартия, значки и символы, связанные с советским прошлым. Но откреститься от своего "я" все равно не удастся, хоть сто раз переименовывай Музей латышских красных стрелков в Музей оккупации, а с самого памятника стрелкам в Старой Риге сбивай ненавистное "sarkanie". Может, поэтому в центре Риги, на улице Цесу, 17, в двухэтажном старинном здании вновь, как почти полвека назад, действует музей Ленина. Пусть и не официальный. А восстановил его 31–летний латышский предприниматель Андрис ШВАГЛИС, который в 2003 году приобрел запущенный властями деревянный дом и полностью отреставрировал на свои средства.

"Ленин и теперь…"

В этом доме, по советским историческим данным, в апреле 1900–го останавливался Ленин во время его визита в Ригу к местным социал–демократам. Музей хоть и не значится во всевозможных рижских путеводителях (в отличие от тех же массажных кабинетов и так называемых эскорт–служб), но туристы о нем все равно знают. Поэтому здесь есть даже управляющий — Петерис ЭЙЗАНС, ответственный за ленинские экспонаты и в том числе за ковер с портретом Ильича, подаренный в прошлом году музею последним первым секретарем ЦК КПЛ Алфредом РУБИКСОМ, отсидевшим, как известно, при новой власти в тюрьме 6 лет.

А встречал 30–летнего Ленина в Риге 26–летний Михаил СИЛЬВИН, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, социал–демократ, соратник Ильича по питерскому "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". В доходном доме на Цесу Михаил вместе с женой Ольгой снимал две комнатушки на втором этаже.

…Не думал, что когда–нибудь в независимой Латвии доведется побывать в музее вождя пролетариев всех стран. В небольших сенях — объявление–призыв еще советских времен: "Посетите Мемориальный музей В.И. Ленина, филиал Музея революции Латвийской ССР". Приведено время работы музея, и в правом нижнем углу значится: вход бесплатный. Впрочем, как и сейчас.

Вестибюль, куда выходят несколько дверей с табличками разных фирм, украшает старинный буфет, за стеклами которого — фигурки и бюстики Ленина. Есть даже редкий экспонат — Ульянов в ушанке. Но главный штрих, которого, конечно, не было в советское время, — это современный потолок с нишей, в которой сквозь стекло на нас смотрят лики Ильича со старых газетных страниц и репродукций, подсвеченные красным светом.

Узкая деревянная лестница ведет на второй этаж. Там в простенке — подсвеченный витраж вождя. В прихожей–гостиной квартирки, которую снимали Сильвины, — стенды со значками по ленинской тематике. Но это — только часть из самой большой в Латвии коллекции в 6 тысяч единиц, которую Андрис недавно приобрел у коллекционера. Все значки не помещаются на стенах, поэтому время от времени происходит рокировка из запасов и обратно.

В углу комнатки — старинная печь. В спальне — лицевая сторона второй печи, растапливаемой из кухоньки. Здесь Андрис воссоздал абсолютно ту же обстановку, что была когда–то. Из запасников нынешнего Военного музея (бывшего Музея революции) перевез старинные кровать, стол и стулья, за аренду которых исправно платит. А вот экспонаты кто–то дарит, кто–то предлагает купить. Андрис и Петерис гордятся юбилейным, сотым номером старейшей большевистской газеты России — "Циня" от июля 1910 года. А еще собранием сочинений Ленина 1935–го.

Во внутреннем дворике восстановлен памятник Ленину. Рядом — старинные автомобили, вторая страсть Андриса. Впору, как и прежде, проводить здесь торжественные линейки по приему в пионеры и октябрята…

Дыхание истории

Впрочем, сам Андрис пионером успел побыть всего полгода. А вот октябренком — от звонка до звонка, когда учился в начальной школе в Балви. Из того времени почти ничего не запомнил, кроме ленинского наказа: "Учиться, учиться и учиться".

Поэтому, наверное, после профтехучилища закончил экономический факультет Латвийского университета, а потом получил еще одно высшее образование по механике автомобилей: "С детства мне по сердцу все, что связано с машинами". Позже занялся больше хозяйственными делами — содержанием домов, их управлением. Какое–то время, когда развивался рынок недвижимости, занимался и ею.

…Мы сидим в кабинете Андриса. На массивном старинном столе с лампой под ленинскую — современный компьютер. На стене — картина с Лениным, стоящим у входа в дом на Цесу. Латышский художник, рисовавший ее, правда, не знал, что в 1900–м фасад здания был оштукатуренным, а вход в дом — со двора, объясняет мне Андрис.

Но это — мелочи. Антикварный солидный шкаф скрывает в своих недрах не только бизнес–бумаги, но и документы по ленинской теме. Андрису все время трезвонят на мобильный: еще бы, на попечении у управляющего — почти 1 000 жильцов. Пока он отвлекается, продолжаю разглядывать обстановку. Чувствуется, что к старине хозяин кабинета неравнодушен — изящный довоенный столик украшает не менее древняя радиола с вазой, на которой опять–таки изображен Ильич.

— У меня не поднялась бы рука выбросить все, что было в этом здании, — рассказывает Андрис. — В доме чувствуется дыхание прошедшей эпохи. Поэтому решил сохранить его небольшую часть для истории, а другую — для бизнеса: кроме собственного бюро, часть помещений сдается здесь же другим фирмам, есть четыре гостевых номера (в основном для коллег по бизнесу)…

"Меняю Райниса на Ленина"

— Как у вас возникла идея приобрести этот дом? Знали ли вы, что в нем в советское время был музей Ленина?

— Знал, потому что жил неподалеку. Всегда обращал внимание на это старинное здание, хотя и не бывал в нем вплоть до того момента, когда мне удалось получить его в свою собственность. Так случилось, что я обменял дом–музей Райниса, который приобрел прежде у бывших владельцев, на это здание.

— Как вы могли обменять принадлежавший классику латышской литературы дом на здание, в котором единственный раз в жизни останавливался большевистский лидер Ульянов–Ленин? — с притворным негодованием вопрошаю Андриса.

— Ну, этого хотело государство, — спокоен Андрис. — Министерство культуры желало заполучить домик Райниса, в котором продолжал действовать музей, в свою собственность. Но очень печально наблюдать, что с того времени, с 2003 года, домик Райниса даже не обновлялся снаружи.

— Как ваши близкие и друзья отнеслись к вашей идее восстановить экспозицию "Ленин в Риге"?

— С улыбкой.

— Но для многих жителей Латвии Ленин — фигура неоднозначная, одни его ненавидят, другие — относятся с почитанием…

— Но и те, и другие его, как видите, знают. Это — известная личность во всем мире.

— А вы знаете, где находится памятник Ленину, стоявший у здания Кабинета министров?

— Нет, но в моем музее есть кусок гранита от того постамента.

— А ваши друзья в курсе, что во многом благодаря Ленину Латвия обрела независимость?

— Видимо, да. История есть история.

— Почему, как вы думаете, Ленин свою безопасность доверял именно латышским стрелкам?

— Мне трудно судить об этом. Я настолько не углублялся. А вот, скажем, в Ригу он приезжал, чтобы подготовить издание газеты "Циня".

— Официального статуса у вашего музея нет, а экскурсанты есть?

— Да, в основном иностранные туристы. Вот сегодня, например, будет историк–исследователь из Польши. А добиваться официального статуса, думаю, не имеет смысла. Утону в бюрократических проволочках. Вот разве как–нибудь обозначить наличие музея на фасаде… Меня интересуют все исторические материалы, связанные с приездом Ленина в Ригу, его связью с местными социал–демократами, с историей самого этого дома на Цесу.

Вход — бесплатный

— А почему вы сделали вход в музей бесплатным?

— Если было бы иначе, то пришлось бы обзаводиться штатными работниками, вести бухгалтерию, отчитываться… Не думаю, что возможная прибыль покрыла бы все эти расходы. А управляющему музея, работнику моей фирмы, проведение экскурсий не наскучило. Это у него — как общественная нагрузка.

— Как долго продлится ваше увлечение музейной работой?

— Экспозиция будет постоянной. Эти помещения мне особой выгоды не принесут, используй я их по–другому. Не говоря уже о том, что деньгами не измеришь удовлетворение от того, что удалось восстановить и сохранить все это. Что же касается арендованных из государственного музея вещей, то, возможно, в будущем можно будет сделать их дубликаты, так как все равно именно эта мебель Ленина "не видела", хоть и относится к началу прошлого века. Ценность ее в том, что она находилась в этом музее со дня его основания в 1960–м…

А еще Андрис считает, что не надо винить во всем Ленина, сваливать на него все грехи большевизма и сталинские репрессии. История не может быть черно–белой, она имеет множество оттенков…

Ковер из Кировска

После посещения музея "Вести" не могли не пообщаться с Алфредом Петровичем РУБИКСОМ, подарившим партийную реликвию восстановленному музею Ленина.

— Ковер с вытканным Лениным подарили в свое время Кировскому райкому партии Риги жители российского Кировска, — рассказал нам товарищ Рубикс. — Его лет 8 назад принесли в офис нашей партии. И вот когда открылся музей на Цесу, мы с членами правления партии поехали туда и подарили ковер.

— Как вы относитесь к тому, что относительно молодой человек, бизнесмен, да еще представитель титульной нации решился на открытие музея Ленина? Как вы считаете, насколько нужен такой музей, и был ли Ленин вообще в Риге, что сейчас оспаривают?

— Для кого–то, может быть, это и спорный момент, но столько документов говорят об обратном! В свое время были живы свидетели, которые это подтверждали. Так что вообще не подвергается сомнению тот факт, что Ленин был в Риге, встречался здесь с социал–демократами, прятался и ночевал у рабочих.

А вот что касается реновации и открытия музея, то я поначалу был удивлен, что такое возможно, что нашелся человек, который решил восстановить и сохранить музей, связанный с именем одной из самых неприемлемых в Латвии фигур. Когда же я встретился с хозяином музея, то понял, что это не столько бизнес–проект, сколько дань уважения к истории своей страны. В мире во многих местах сохранено то, что касается Ленина — есть музеи в Финляндии, Италии, Щвейцарии…

"Рыцари революции"

— Чем вы объясните, что Ленин свою безопасность доверил красным латышским стрелкам, которые охраняли его вначале в Смольном, потом обеспечивали прикрытие поезда во время переезда лидера большевиков в Москву, а затем взяли под стражу Кремль, спасли советскую власть, подавив левоэсеровское восстание в Москве…

— И не только в Москве. Стрелки сражались и с войсками Корнилова, Врангеля…

Созданные во время Первой мировой войны для защиты интересов буржуазии, стрелки затем перешли на сторону революции. 90 процентов стрелков составляли латыши, и 80 процентов из них были батраки, рабочие и безземельные крестьяне. То есть это была готовая почва, по выражению Ленина, для распространения коммунистических идей. В марте 1917–го стрелки разделились на тех, кто поддерживал идею Ленина о необходимости вооруженного восстания, и на тех, кто остался верен самодержавию. Но с каждым месяцем тех, кто был за восстание, становилось все больше. Особенно это касалось 12–й армии, где было 8 действующих и 1 резервный полк латышских стрелков.

Я вот почему сейчас все это так хорошо помню: только что закончил работу над докладом "Ленин и латышские стрелки", с которым 22 апреля выступлю в Санкт–Петербурге на 2–й международной конференции "Владимир Ильич Ленин в современном мире"…

— О, как я удачно попал! Тогда тем более ответьте: неужели не нашлось русских стрелков для ленинской гвардии, и непременно нужно было окружать себя латышскими солдатами?

— Русские, конечно же, были. Особенно в Петрограде, из тех же рабочих Путиловского завода. Но красные латышские
стрелки отличались хорошей организацией, глубокой преданностью. И Ленин доверял именно латышам — как аккуратным и честным ребятам.

— Или ландскнехтам, легионерам революции?

— Нет, это были идейно убежденные люди. Поэтому неудивительно, что красные командиры Ян Фабрициус и Юкум Вациетис (в советской историографии — Иоаким ВАЦЕТИС. — Ред.) были выдвинуты Лениным на большие должности и верой и правдой служили революции. Дело в том, что ленинскую идею позже опошлили. А ведь Ленин является продолжателем марксистской теории борьбы классов. Это сегодня тут в Латвии все кричат: давайте создадим гражданское общество. Какое гражданское общество в Латвии можно создать, если здесь 20 процентов вообще неграждане, куда их отнести? Эта идея гражданского общества, которая распространилась и в России, является чисто буржуазной: давайте, ребята, жить дружно! У меня есть миллион, десятки миллионов, а ты (ничего, что роешься в мусорном контейнере) вместе со мной войдешь в гражданское общество. Это — чистый бред!

Как было, так и есть: мир поделен на богатых и бедных. Это еще Аристотель определял и Платон говорил, что надо, чтобы бедные плодили бедных, богатые — богатых, а солдаты — солдат. Так что теория о пресловутом гражданском обществе стара, как мир…

Аве ЛАТВИЯ, аве ЛЕНИН?

— Во многом благодаря латышским стрелкам большевики сумели сохранить власть…

— Безусловно.

— И во многом благодаря Ленину и большевикам государство Латвия могло существовать и вообще появиться на карте…

— Совершенно верно. Не подпиши Ленин в декабре 1918 года декрет о том, чтобы Латвии дать своего рода "увольнительную" — признать ее самостоятельным государством, трудно сказать, как сложилась бы судьба страны. Наверняка не так красиво, как сейчас.

— Плюс мирный договор от 1920 года между Россией и Латвией, на который так любят в удобном для себя контексте ссылаться те же нацрадикалы?

— Безусловно. Он сохранил Латвию от больших неприятностей. Республика не была втянута в военный конфликт с Россией.

Язык — не метод подавления

— Вот старейшей большевичке Латвии Марте Крустыньсон, с которой мне доводилось встречаться, приписывают слова о том, что когда Дзержинский выходил из кабинета, коллегия ЧК плавно переходила на родной латышский. Могло ли так быть?

— У Марты сейчас не спросишь, ее уже нет в живых… Но подобное вполне могло быть. Вот сегодня в Латвии кричат о демократии, которая заключается в том, что если живешь в Латвии — говори только на латышском. Вплоть до того, что журналистам запрещают говорить на других языках. Это — полный абсурд, бред какой–то! А тогда демократии в этом смысле было гораздо больше. Можешь говорить на чувашском и есть те, кто тебя поймут, — говори, можешь на немецком — говори, на латышском — пожалуйста. Не было такого закона, чтобы говорить только на русском. Кстати, Ленин был противником придания русскому языку статуса государственного. И наша партия, и я лично отношусь к этому положительно. Если мы сегодня хотим равноправия, то кто дал право назначать один язык главенствующим над другими?

"Учение Ленина верно…"

— Насколько современно сегодня ленинское учение?

— В прошлом году в Афинах была большая международная конференция левых, рабочих и коммунистических партий. Потом на 2–ю международную конференцию, посвященную 90–летию Октябрьской революции, которая проходила в Минске и в Москве, собрался весь левый мир. Были представлены более 60 делегаций из 50 стран. Я могу сделать однозначный вывод и в этом убежден: ленинское учение и ленинские основные работы — такие как "Философские тетради", "Государство и революция", "О грядущей революции" и другие — не потеряли своего значения. Наоборот, их ценность и необходимость использования сегодня возросли.

Другое дело, что некоторые любят Ленина цитировать, но не по Ленину действовать. Как сейчас наши находящиеся у власти демократы, которые любят ходить в церковь и клясться на Библии, и обещать народу то, чему абсолютно не следуют сами.

Я всем говорю: читайте Ленина и постарайтесь понять, почему он в тех условиях так говорил. Это не значит, что сегодня это абсолютно годится. Но когда ты поймешь, почему он так говорил, тогда ты будешь знать, как сегодня действовать по–ленински. В этом и есть диалектика. Конечно, это трудно, это надо учить. Но в чем толк иных эмоциональных речей с трибуны Сейма? В них нет рационального зерна…

— Как же тогда подавление крестьянских восстаний большевиками, красный террор?

— Во–первых, все это преувеличено. Во–вторых, назовите мне любую власть, которая бы в конфликтных ситуациях не применяла силу. Вопрос другой: во имя кого действует эта власть. Ленинская — действовала во имя большинства. А не как в нынешней Латвии, когда кучка олигархов, по нашим меркам, руководит всей страной.

Я вовсе не хочу сказать, что подавление восстаний — хорошо. Но это зачастую единственный выход. В той же конституции США есть статья, в которой сказано, что когда выбор необходимо делать между интересами демократии или государства, то на первое место ставятся интересы государства. Вот и все! Поэтому "великие демократы" в Гуантанамо, на Кубе, и по всей Европе насадили тюрьмы, где пытают пленников. В то же время им не нравится Китай. Пусть посмотрят на себя! Тем, кто против Олимпиады в Китае, я напомню, что когда начинались Олимпийские игры — прекращались войны. А наши демократы что сегодня делают? Разжигают войны.

— Но возвращаясь все–таки к Ленину, не могу не спросить: как же тогда расстрел царской семьи, как же призывы Ленина, которые любят цитировать, не жалеть попов и т.д.?

— Любят цитировать, только нет ссылок. Я прочитал всего Ленина. Вот у меня дома находятся 2–е и 5–е издания ленинских трудов, на работе есть 4–е издание, но в них подобных призывов нет. А то, что касается борьбы с теми, кто был против советской власти, то власть, повторяю, должна себя защищать.

— В том числе расстреливая царскую семью?

— Сегодня церковь не признала, что найденные останки принадлежат членам царской семьи. А я не умнее Алексия Второго, да и не участвовал в этом деле… Если же расстреляли — надо отыскать соответствующие документы: наверное, было какое–то решение. Я этим вопросом не интересовался. Меня больше заботит будущее.

— А как вы относитесь к вопросу выноса из Мавзолея тела Ленина и предания его земле?

— Пока живы те поколения, которым близки идеи Ленина, для которых Мавзолей — святыня, не стоит трогать останки. Даже Православная церковь заявила, что тело Ленина находится ниже уровня земли, поэтому оно как бы может считаться преданным земле. И не надо эти кости куда–то там носить. Москва — не единственное место в мире, где есть мавзолей. Мавзолеи есть в десятках стран мира. Зачем же традиции, веру людей попирать ногами?..

(!) В следующем номере читайте продолжение эксклюзивного интервью с Алфредом РУБИКСОМ — об экономике и коррупции властей, наемной армии и возможном приходе диктатора…
Tags: Гражданская война 1917-1924, Латвия сегодня, Ленин, Российская Империя, Рубикс А. и СПЛ, Социализм, историческая справочная, латышские стрелки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments