maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Латгалия между мечтой и былью


Латгалия между мечтой и былью


4 сентября 2011

После Февральской революции в Петрограде латышская буржуазия пыталась взять инициативу в свои руки. 5 марта 1917 года в Риге латышские общественные организации проводят собрание, на котором обсуждают перспективы автономии после революции. Здесь ведется  пока речь только о самоуправлении в составе образовавшейся на месте империи Российской республики. Через несколько дней проходит съезд русских, польских, литовских и еврейских общественных организаций, которые на латышский съезд приглашены не были, но также желали принять участие в общественно-политической жизни.



       Намечается раскол общества на два противостоящих друг другу национальных лагеря: латыши-балтиеши и все другие. Существующие партии перегруппировываются, образуют новые объединения. Наибольшую активность проявляют латышские буржуазные партии. Часть из них   берет курс на защиту партикулярных национальных интересов. Им противостоят партии
социалистической ориентации, выступающие с интернационалистских позиций.
Одновременно проходят собрания рабочих и солдатских депутатов в Риге, Двинске, Режице, которые выступают за установление здесь советской власти и за сохранение ее в рамках советской России на правах автономии.

       В начале марта 1917 года в Режице собрались на совещание латгальские общественные организации, где обсуждали вопрос о взаимоотношениях латгальцев и «балтиешей» (латышей), их месте в составе новой, демократической России. Священник Франц Трасун, выражая позицию латышской буржуазии, выдвинул идею объединения двух родственных народов и их совместного движения к автономии в составе новой России. Инженер и публицист Франц Кемп, лидер Латгальской демократической партии трудящихся, настаивал на автономии латгальцев и их самостоятельном вхождении в состав России. Вот что он писал: «Российская демократия знала, что только при самоопределении может быть улучшена жизнь всякой нации, тем более что состав наций в России очень пестрый и у каждой нации есть свои обычаи, свои нравы….. Опасен нам, латгальцам, балтийский капитал. Опасно нам, что придется из Балтии требовать интеллигентных сил: писарей, начальников и других… Латгальский и латышский язык – не один и тот же, и ради одного языка нам не нужно объединяться».
Латгальская буржуазия, финансово менее крепкая и организованная, тоже не
желала объединяться с Лифляндией и Курляндией, поскольку справедливо
опасалась усиления влияния в крае крупной латышской буржуазии, не
местных политиков и интеллигенции. Совещание не пришло к единому мнению,
достигнув лишь договоренности о созыве нового, расширенного собрания
представителей.

 


                Первый Латгальский конгресс, апрель 1917

   26-27 апреля 1917 года в Режице, в помещении синематографа
«Диана», состоялся Первый Латгальский конгресс. Сюда съехалось более
двухсот делегатов от местных самоуправлений, общественных организаций, петербургской диаспоры, латышских стрелков. Делегатов от русского, польского и еврейского населения на конгресс не допустили, хотя по данным последней переписи они составляли половину жителей края. Их объявили носителями черносотенных настроений и вокруг здания, где проходил конгресс, для порядка выставили вооруженную охрану из числа латышских стрелков. По сообщениям прессы, наблюдать за событиями и выражать свое отношение к ним прибыло в город до 30 тысяч человек. Свои чаяния они высказывали в лозунгах и плакатах, которых было множество. Перед началом работы конгресса делегаты посетили костел.

 
 
         Франц Кэмп (1876–1952)                


Францс Трасунд
(1864-1926)

        Позиции двух основных политических сил края – Латальской демократической партии, во главе с Францом Кемпом, и объединенной группы политических организаций, где преобладало католическое духовенство, руководимой Францом Трасуном, а также примкнувшей к ней секции
латгальских стрелков, по-прежнему расходились кардинально. К этому времени существовало несколько сценариев развития событий. Так, присоединение предлагали Польша и Литва, имелась и возможность объявить территории независимыми. Ф.Трасун сотоварищи ратовал за объединение Латгалии с Курземе и Видземе в рамках общей автономии, его оппонент Ф.Кемп выступал за автономию края в составе России (о чем хотел просить Временное правительство), предлагая образовать Латгальскую губернию, не зависимую от иных балтийских провинций. Он подчеркивал, что «от большой России они (латгалы. ред.) смогут дождаться большей пользы, чем от маленькой Балтии».
В ходе жарких дебатов первого дня: быть или не быть объединению, звучали аргументы Кемпа, что такой подход «размывает национальную идентичность». Оппонируя лозунгу сторонников Трасуна: «Мы все один народ» он выдвинул свой аргумент – «Два диалекта – две веры!», и эти понятия  не объединимы. Выступая на страницах газеты «Ļaužu Bolss», издание которой Франц Кемп организовал в Петербурге, он обосновывал такой подход тем, что эти главные особенности нельзя привести к единому знаменателю – в самоуправлении, в руководстве одной школой, в одном литературном языке, в исторических оценках жизни народа. Различия так велики, считал он, что они непреодолимы. Кстати, резко расходились у оппонентов и взаимные оценки по отношению к языку, культуре, письменности. Кемп был резок в формулировках: латышский язык он называл «вымученным немецкими пасторами». М.Скуйениекс считал, что латгалам не стоит развивать свою письменность и литературу: «…малая численность латгалов и их бедность не позволяют им являть хоть сколь либо значимую постоянную литературу. Да она и не нужна, так как нет препятствий, которые бы не позволили обеим частям латышского народа слиться в единую общность».

        В целом, объединение с Курземе и Видземе Кемп расценивал как капитуляцию Латгалии. Однако его сторонникам не удалось склонить большинство делегатов конгресса на свою сторону. Деятели церкви, как и подобает служителям культа, более велеречиво и  обстоятельно изложили свою позицию, поддержав сторонников Ф. Трасуна, да и церковники имели большее влияние на собравшихся. 40 делегатов Латальской демократической партии в знак протеста вместе с Кемпом покинули конгресс. На следующий день оставшиеся делегаты (часть оппозиционеров все же вернулась) приняли решение об отделении от Витебской губернии, о признании «балтиешей» и латгальцев единым латышским народом и об образовании ими общей автономии в рамках России. В соответствии с резолюцией, при объединении за латгальцами оставалось право на самоуправление, на принятие законов, на сохранение языка, веры, школ. Такие же условия обещали и всем инородцам. 

       Франц Кемп и его единомышленники не сдали без боя позиций, и длительное время продолжали выступать за автономию Латгалии, за то, чтобы к ней были присоединены часть Дрисского округа и волости в Освее, где было много славянизированных латгалов. На этих землях с древних
времен проживали латгалы, принявшие православие, и эти территории никогда не входили в состав Ливонии. Кроме того, Кемп настаивал на том, чтобы устное единение с «балтиешами» было подкреплено письменным договором (кстати, это требование он потом повторял и на заседании Народного совета в 1919 году, затем  на Конституционном собрании, и в Сейме). Не останавливался он и на привлечении сторонников, в июле 1917 года был учрежден Союз латгальской молодежи. Позже последователи Кемпа взяли курс на большевистское руководство России и даже создали при Наркомате внутренних дел в Петрограде отдельное министерство по делам Латгалии. О многих вышеупомянутых событиях Ф.Кемп напишет в книге «Latgales likteņi» (Судьбы Латгалии), которая увидит свет в 1938 году.

 
            Флаг ЛССР с надписью на латгальском языке, 1919

  Гражданская война разделила не только русских и латышей, но и латгальцев на две конфлитующие между собой части. Бедняки пошли за большевиками и стали вступать в красноармейские полки, мелкая буржуазия образовала свою собственный военный отряд, который вошел позже в состав латышских боевых формирований. 

          

Латгальский национальный флаг


Tags: историческая справочная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments