Я же побывал на выставке «1914», посвящённая столетнему юбилею начала Первой мировой войны (ссылка).
Обещаю картины, фото стрелков, инсталляции (!?) и маневры от "бабушек".
Выставка началась в пятницу в филиале Художественного музея - выставочном зале Арсенал (в Старой Риге, недалеко от Сейма).
= Это логотип такой, обыгран и на входе в Арсенал.

1. Арсенал, вход на выставку.
[много фото - мало текста]
Честно ожидал от выставки ЧЕГО-ТО, но как увидел анонсы понял - "говорящие камни" - наше фсё!
По порядку.

2. Баннер и начало экспозиции.
На входе, нас встречает инсталляция «На руинах империй».
"Великая война в небывалых масштабах уничтожила культурное наследие: дворцы, поместья, их интерьеры и уникальные произведения искусства. Одновременно с этим также были утрачены духовное пространство и интеллектуальное наследие. Выставка начинается с инсталляции «На руинах империй», которая впервые демонстрирует часть собрания музея Рундальского замка – фрагменты архитектуры и интерьеров, художественных и сакральных предметов, пострадавших от войны, потрясений, связанных со сменой власти, и разрушительного влияния времени. Выставка отражает наше отношение к ценностям прошлого, которые когда-то, быть может, частично воспринимались как собственность чужеродных помещиков. По этой причине мы утратили некий культурный слой, не поняв причинно-следственных связей и причинив ущерб замалчиванием или нерасторопностью."

3. Сразу обращает на себя внимание деревянный тоннель. Фото с лестницы - люди стоят в очереди в кассу, в углу худ-лавка.
В кассу (билет=3,56 Евро) стояло человек 10, когда уходил было уже примерно 20. На кассе можно купить альбомы, взять буклетик-план и газетку о выставке. Альбом о выставке с фото, картинами и многобуквами стоит 15 евров. Вот думаю, нужен он мне или нет...
В лавке продаются винтажные штучки.

4. Пока стоял в очереди рассматривал чем торгуют. На дальних полках фоторепродукции картин и альбомы с открытками, майки.
Сплошной модернизм-авангардизм. Цены не проставлены (на отдельных экземплярах всё же были).

5. Примечательный сервизик.

6. "Лоток" неправильного латыша Густава Клуциса: открытки (как по ссылке), часы (вроде по 25 лат), даже майка :)

7. Вот, собственно, вход - бабулька перед трапом объяснила мне что фоткать картины нельзя. Я согласился. А что ещё оставалось?
Перед входом лежит экспозиция руин империй - ангелочек слева, например...

8. Эффектная скульптура и прочие обломки былой довоенной роскоши (под баннером со 2-го фото).

9. Ещё разруха...

10. Стульчик.
Ну и хватит, пошли в тоннель

11. Вот такой пенал с бойницами. Вид со входа.

12. Вид на вход. На входе стоит интерактивный экранчик, там как раз люди тусуются...

13. Таких экранчиков три по выставке. Есть отдельная аудио лекция об экспонатах (короткая на латышском и английском) и игра!
Нужно перетащить пальчиком инвентарь солдату и медсестре. На данном фото два правильных предмета у солдата и один у медсестры. Если неправильно - загорается красная точка и предмет возвращается на исходную позицию.

14. По итогам соревнования компьютер показывает и объясняет что за предметы. Я пару раз попал мимо :))
Вот как раз на перстне с красным крестом - оказался девайс солдатский, а не медицинский.
Вернёмся к "бойницам". Там инсталляция фотографий латышских стрелков. Фото 1915-1917 годов.
Вот так написано в релизе:
"Война нарушила привычный уклад жизни, потребовала смелости, чтобы идти на риск и даже жертвовать собой. Раздел выставки «Стрелки», включая в себя фотографии из фондов Латвийского военного музея и частных коллекций, передаёт психологическое движение от юношеского максимализма, энтузиазма и романтики до суровых боёв за свою родину – в окрестностях Тирельского болота (Tīreļpurvs), на острове Смерти (Nāvessala), до легендарных Рождественских боёв и битвы за Ригу. «Мы знаем, за что мы воюем. Это знает и чувствует каждый латышский солдат. Эта война – народная война. Народ в этой войне идёт впереди нас», – так описывал миссию стрелков Карлис Скалбе."

15. Сильно смысла фоткать не было, но всё же...

16.

17.

18.

19. Три

20. Герои!

21.

22.

23.

24.

25

26

27

28. "Свет" в конце тоннеля. На моё счастье здесь не оказалось бабушек, поэтому фоткать мне никто не мешал.
Я размечтался, что так будет и дальше. Как бы не так!
Пока досмотрим фотки фоток...

29.

30.

31.

32. Павшие на Тирельских болотах.

33. Павшие при Рождественских боях.

34.Павшие на пулемётной горке и при Кекаве (1916).

35.

36. Посмертная маска и снова павшие...

37.Богослужение и захоронение при Пулемётной горке.

38.

39. Павшие на острове Смерти.

40. Стрелки 5-го Земгальского после кекавской битвы 1916, 8 марта.

41. 5-й Земгальский, 1916.

42.

43.4-й Видземский (1916) и 6-й Тукумский (1917)

44.

45.

46. Добровольцы латышских батальонов, 1915г

47.

48.

49. На правой фото стрелки на эшелоне на станции Засулаукс (в черте Риги)

50. Май 1917, 8-й Валмиерский, стрелок Екаб Абелс.
Наверх тоннеля ведёт ещё один трап - там "комната отдыха". Можно посидеть, полистать альбомы и порисовать :)
Заканчиваю со стрелками и немного того, чего фоткать нельзя.
"Раздел экспозиции «Очевидцы» даёт возможность познакомиться не только с произведениями латышского классического модернизма, но и с картинами, графикой, образцами скульптурного искусства художников тех стран, которые в результате Первой мировой войны обрели независимость: соседних балтийских государств – Эстонии и Литвы, стран Северной Европы – Финляндии, Центральной и Восточной Европы – Польши, Словакии, Чехии, Словении, Хорватии, Сербии и Венгрии. В общей сложности в Риге представлены собрания 17 самых престижных художественных музеев и национальных галерей 11 стран. На выставке о своём отношении к происходившему, настроении и духе эпохи в период в 1914 по 1924 год рассказывают словенский футурист Антон Ясуш (Anton Jasusch), литовский экспрессионист Пранас Домшайтис (Pranas Domšaitis), финский последователь кубизма Генри Эриксон (Henry Ericsson), польский представитель супрематизма Владислав Стржеминский (Władysław Strzemiński), латышские модернисты Язеп Гросвальд (Jāzeps Grosvalds), Екаб Казак (Jēkabs Kazaks) и многие другие."
Здесь мои познания ограничиваются пониманием отличия картины и скульптуры - в общем потерян для культурного общества :))

51. Общий вид "гробов" с картинами.

52. Общий вид "гробов" с картинами.
Чтобы сфотографировать хоть как-то, пришлось маневрировать от зорких глаз бабулек. Получилось много фоток "мимо".
Они потом поняли что я "агент", а не посетитель и "бросились в погоню" :))

53. Екабс Казакс "Беженцы", 1917г.

54. Пилсудский.
Вообще польская скульптура ниже, меня одновременно и удивила и нет. Всмотритесь в "лицо"!
Годы указаны 1917-1920.
Название ниже...

55. "Большевик".
(
Я конечно малость прифигел! Вспомнились все разом страшные карикатуры на дикарей-большевиковЪ

56. Венгерская, вроде, картина.

57.

58.

59.
Сделав несколько кругов с заходами на финты, удалось оторваться от бабушек-преследователей... но далеко я не ушёл.
Следующий зал (виднеется справа) про модернистов. На некоторых картинах я понял что нарисовано. Поскольку ничего в аннотации про них нет, интересующимся стенд на двух языках, кроме русского конечно!
"Рождение модернизма"

60. На аглицком.

61. На латышском.

62. Вид на зал.

63. Вид на зал.
Преследователи-бабульки следовали по пятам и...

64. ...под этой штукой меня поймали и убедительно высказали предложение убрать аппарат. Пришлось подчиниться и ретироваться.
Надеюсь, меня не запомнили :))
А что это за штука? - по моим предположениям что-то вроде мины, только маленькая.
Дальше в кадре аквариум с двуглавым голубем символизирующем двуглавого российского орла (убейте, я не знаю зачем!).
Модернисты такие модернисты!
Итого:
Выставка для ценителей искусства - картины из музеев Европы, инсталляции и прочее. Немного для детей патриотических фоток и игр.
Наверху, откуда с лестницы я снимал холл (3 фото), находится Звуковая инсталляция “Сердцебиение”. По-моему, сердцебиение в исполнении сабфуверов доводит людей до идиотизма и суицида, а сидеть там очередь чтобы тебя записали - надо быть совсем упоротым. Извините за не толерантность!
Осознал свою темноту и потерянность для искусства.
Так и не смог понять в чём прикол 4-х лежащих параллелепипедов белого цвета? Инсталляции модернистов для очень продвинутых?
Я, например, кирпичи и бетонные блоки видел, а по ихним расценками так миллионов "на много".
Мало "стрелковых" картин, можно было добавить девайсов военных.
Наверное, кто-то будет в восторге.
Вот только думаю - купить может альбомчик о выставке... там фотки и репродукции качественные. Жаба блин, душит!