maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Ж/д катастрофы Латвии: Катастрофа на Югле и другие.

Катастрофа на Югле. 39 лет назад произошло самое страшное крушение на железной дороге в истории Латвии

Катастрофа на Югле.
39 лет назад произошло самое страшное крушение на железной дороге в истории Латвии



[Spoiler (click to open)]

Ровно 39 лет назад, 16 февраля 1976 года, в Риге произошла самая страшная катастрофа в истории латвийских железных дорог. В 8:41 утра на третьем пути станции "Югла" под Ригой скорый поезд "Ленинград—Рига" столкнулся с двумя локомотивами. В результате погибли 46 человек, еще 61 человек пострадал, в том числе шестеро — тяжело.

На фотографиях и схемах, которые хранятся в музее Латвийской железной дороги видно, что основной удар пришелся на вагон номер три, в который "въехал" вагон номер два.

Катастрофа произошла из-за "человеческого фактора", но последующее изучение материалов дало основание говорить о том, что имели место быть технические и административные недочеты. В частности, станция "Югла" не была оборудована автоматическими средствами контроля занятых путей, которые на тот момент уже существовали и использовались. Кроме того, на станции была большая "текучка" и нехватка людей, из-за чего не все сотрудники вполне представляли себе рабочий процесс, но при этом часто работали сверхурочно.

Катастрофа на Югле. 39 лет назад произошло самое страшное крушение на железной дороге в истории Латвии

Обстоятельства катастрофы, как позже выяснит следствие, были таковы. Одна из работниц "пропустила" на роковой третий путь станции "Югла" локомотивы, забыв о том, что каждое утро по нему проносится скорый поезд из Ленинграда. При этом она не поставила в известность коллег о принятом решении и вообще ушла на улицу — чистить от снега замерзшую стрелку, мешавшую направить на нужный путь локомотивы. Стрелку, которую, в нарушение принятых правил, не почистила предыдущая смена. Стрелка замерзла основательно, и работа заняла немало времени. На улице шел легкий снег, температура воздуха составляла -5 градусов.

Ситуацию усугубило также и то, что связь между постами стрелочников и зданием станции была лишь телефонной, а расстояние между стрелками составляло около 1,5 километров, то есть достичь постов или здания станции в короткое время не представлялось возможным. Как сказано в материалах музея, отданная дежурным по станции за шесть минут до катастрофы команда подготовить путь к приему скорого поезда другим стрелочником была понята не вполне, так как ее отдали неформально. В результате пара локомотивов осталась на третьем пути, к которому уже приближался ленинградский "скорый" с сонными пассажирами, предвкушавшими скорое прибытие в столицу ЛССР.

Машинист скорого поезда заметил смертельно опасную помеху лишь за 250 метров до столкновения и начал тормозить. Однако было слишком поздно….

Вина стрелочников и дежурного по станции была доказана следствием, все получили большие тюремные сроки. Единственный физический предмет, сохранившийся от той страшной катастрофы — табличка с номером третьего вагона, в котором за считанные мгновения погибли несколько десятков человек. Она хранится в музее Латвийской железной дороги.

Другие железнодорожные катастрофы в Латвии

Катастрофа на Югле. 39 лет назад произошло самое страшное крушение на железной дороге в истории Латвии
Foto: AFI

Самая старая серьезная задокументированная железнодорожная катастрофа на территории Латвии произошла 7 октября 1913 года, когда под Двинском (Даугавпилсом) произошло крушение поезда "Киев — Петербург" в результате которого погибли 15 человек.

В новейшей истории Латвии можно выделить несколько трагических аварий. Так, 11 ноября 1998 года в Вецумниеки произошла авария поезда, в результате которой из 55 вагонов, которые были наполнены дизельным топливом, 14 — сошли с рельсов, перевернулись и загорелись. Погибших в этой аварии не было, но виновных так и не нашли, а затем прекратили производство по уголовному делу в силу истекшего срока давности.

Утром 11 марта 2000 года в Ливберзе Елгавского района на железнодорожном переезде машина столкнулась с поездом, который перевозил дизельное топливо. Автомашина взорвалась, вагоны загорелись, все четыре человека, находившиеся в машине, погибли. На месте происшествия разлилось более 30 000 литров дизельного топлива.

Катастрофа на Югле. 39 лет назад произошло самое страшное крушение на железной дороге в истории Латвии
Foto: AFI

2 февраля 2005 года, в самом центре Риги столкнулись поезд и электричка, в результате чего погибли трое пассажиров и помощник машиниста, 29 человек получили ранения различной степени тяжести. В недавнем материале портал Delfi подробно описывает события 10-летней давности и рассказал о том, что произошло позже.

Вентспилчане никогда не забудут катастрофу на железнодорожной станции "Вентспилс 2", которая произошла утром 20 декабря 2010 года. Поезд с горючим, который следовал из Елгавы в Вентспилс, при въезде на станцию врезался в стоящий состав из десяти цистерн с дизельным топливом, три из них сошли с рельсов. Возникший пожар охватил 10 цистерн с топливом. В огне катастрофы погибли оба машиниста поезда, а единственное доказательство, которое помогло бы установить истину — скоростимерная лента (которая фиксирует скорость, время и расстояние торможения), — сгорела. Позже следствие пришло к выводу, что причиной катастрофы стали действия машинистов, которые проигнорировали запрещающий сигнал светофора. В огне той катастрофы полностью или частично сгорели 13 вагонов.


Наконец, в январе 2012 года в Науенской волости Даугавпилсского края возле железнодорожной станции Krauja сошли с рельсов 17 и перевернулись 16 цистерн, а в почву попало 150 тонн опасных веществ.



Больше фото по ссылке:

Делфи


PS: по поводу жд катастроф стоит глянуть сегодняшнюю подборку фоток у Русцезаря - история одной фотографии на протяжении 5 лет!

Tags: Латвия, СССР, историческая справочная, катастрофы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments