maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Негативное восприятие конспирологии. Ивар Прусис.

 
Ивар Прусис (Ivars Prūsis)
Перевод Ceturtais Projekts Lv
Оригинал на латышском http://maksim-kot.livejournal.com/43855.html
Ноябрь 2011 года.
Негативное восприятие конспирологии

Для достижения целей, которых нельзя достичь в одиночку, люди объединяются в группы. Группы бывают разные – как маленькие (семьи), большие (народы), древние (церкви), так и кратковременные (демонстранты). У групп самые разные цели, закономерности действия и методы. Государства и общество состоят из разных групп, самые мощные из них – силы, которые определяют развитие общества, влияют и управляют им.
 Есть как формальные, открытые группы, так и неформальные и закрытые. Каждая легальная организация (предприятия, общественные организации, госучреждения) – это формальная группа. В свою очередь к неформальным группам можно отнести как спонтанные, так и постоянные общества единомышленников, по интересам или родственников, преступные и/или нелегальные организации, так и разного рода тайные группы (тайные ордена и товарищества, спецслужбы, ими организованные образования).
 
На общественные процессы влияют отдельные яркие личности, людские массы, находящиеся под влиянием определённых мыслей, как и формальные организации, так и неформальные группы людей. Всё же, самое очевидное влияние у формальных групп, которые действуют открыто в рамках имеющегося общественного порядка, предоставляя и распространяя официальную информацию о своей деятельности. Из-за очевидности действий формальных организаций (доказуемости) они исследуются, к ним апеллируют, ими всё объясняется и их действия и сумма мнений записывается в историю, оставляя в тени влияющие факторы остальных общественных процессов, в том числе неформальные организации, влияние которых науки официальных общественных процессов (политология, социологи, история) рассматривают минимально.
 
Конспирология
 
Влияние неформальных организаций на общественные процессы исследует конспирология. По отношению к теории конспирации (заговору) доминируют широко распространённые крайние отношения двух видов. Одно, не особенно углубляясь,  утверждает, что любая теория заговора – не истинна, так как она необоснованна и не доказана, под доказательствами  понимая предоставленные новости формальных организаций. Часть представителей такого мнения термину теории конспирации (заговора) наделяет презрительное, несерьёзное, ложное значение, свободно, по своему усмотрению используя это, чтобы дискредитировать попытки любого человека понять действительные обстоятельства событий. Второй, широко распространённый подход, это слишком некритичное принятие некоторых из многих постулатов теории конспирации.
 
Как один, так и другой подход неправильный и вредит реальной возможности человеку действовать, так как извращает его восприятие общественных событий, затрудняет возможность рассуждать и мешает, как получить, так и использовать информацию об общественных процессах. Люди с такими взглядами слепы, они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. От таких людей нет необходимости скрывать информацию, она может находиться у них перед глазами, но они её не воспримут, не поймут, и не будут уметь использовать, главное – это держать их в таком слепом состоянии. Таких людей без проблем можно использовать для достижения тайных целей, и они их будут стремиться с азартом достичь, даже не понимая, что на самом деле делают и каким целям служат. По таким принципам работают тайные организации, спецслужбы и управляются общественные процессы, практическое  использование этого принципа в основе «западного» типа «демократии» и свободы слова.
 
Если абсолютная неприязнь негативного влияния теории заговора очевидна, то негативные  последствия некритичности к теории заговоров более глубокие и не заметные.
 
Негативное влияние конспирологии
 
Современное (Западное общество) пришло к похожему состоянию подобно СССР на пороге его разрушения. Это относится и к распространению информации. Сущность посланий формальных организаций, дополнительно цели управления обществом, также и информирование и образование общества, удовлетворение естественного его интереса к ходу развития событий и его причинах. Если эти потребности общества не удовлетворяются должным образом, тогда общество как может и умеет ищет пути, как их найти самому. Как в своё время в СССР, так и теперь «западные» корпорации, политики, госучреждения и СМИ полностью не удовлетворяют эти потребности, предоставляемая ими информация не только неправдива, но в ней также абсурд и очевидная ложь. Ложь больше не лжёт тонко и достоверно, а примитивно, открыто и бесстыдно, но те, кто не лжёт, не понимают, какие новости создаёт, лишь бы только что-то нацарапать и запустить в оборот. Таким образом, формальные организации теряют доверие общества. Каждому думающему человеку, интересующимся общественной жизнью, понятно, что официальным версиям доверять нельзя и часто всё прямо противоположно официальным сообщениям.
 
У теории заговоров есть другая беда. Хотя есть достаточно много необоснованных теорий заговоров, что можно было бы причислить к литературному жанру политических сказок, есть достаточно много конспирологических теорий, в основе которых достаточно много фактов и достоверных, принимаемых во внимание гипотез. Тщательно обдумывая самые правдивые и толковые конспиративные теории и сравнив их с результатом, общими закономерностями общественных процессов и официальными сообщениями, возможно получить хоть сколько-нибудь правдивую картину общественного развития. К сожалению, теории заговоров не способствуют образованию такого критического и рационального восприятия в людях, они используют этот подход, чтобы показать недостатки и лживость официальной версии, но сами к себе такие стандарты не применяют.
 
Недостоверные факты, спорные тезисы, преувеличения и искажение достоверной картины – не главные недостатки конспиралогической теории (они, очевидно, соответственно сравнительно легко исправляемы). Самый большой недостаток теории заговоров – необоснованно большое и преувеличенное влияние неформальных организаций на общественные процессы, оставляя в тени яркую личность и влияние человека.
 
 
Воображаемая картина мира в теории заговоров говорит, что всё определяют группы тайных заговорщиков и, соответственно, «маленький человек» никак не может влиять на развитие событий. Происходит такой принцип из того, что заинтересованный пусть и умён, знающ и энергичен, ничего не сможет изменить, так как он просто ничего не будет делать, потому, что будет видеть тайные неформальные группы, которые определяют всё, из-за чего всякие действия бессмысленны. Излишне говорить, что широкое распространение таких идей выгодно тем формальным и неформальным группам, которые хотят сохранить имеющееся положение и не хотят допустить, чтобы на сцене общественных событий появились новые силы.
 
Привлекательность этой идеи – это обстоятельство, что она в большей мере достоверна, так как неформальная организация существует и их влияние на развитие процессов велико. Но это влияние не столь абсолютно велико как косвенно и деликатно намекают теории заговоров, это влияние не первично, но вторично.
 
История, или ход развития общественных событий
 
История по своей сущности это описание причин общественных событий прошлого. Историю создают, или ход развития общественных процессов определяют конкретные идеи – движимые идеалами люди. Эти люди действуют на фоне имеющегося общественного устройства и социальных структур.
 
У общественных структур, также как и у физических структур, есть свой срок годности, своё жизненный цикл, после которого им необходим «ремонт» (из-за эволюции взглядов и изменения парадигмы). Если приспособления к новым условиям («ремонт») не происходит в достаточном объёме, общественная структура всё хуже выполняет свои функции и начинает умирать. Этот процесс обычно волнообразен и затрагивает всё общество в целом – есть так называемые времена возвышения, возрастания или золотые времена, как и времена спада и смуты.
 
Особенно в условиях распада ярче всего проявляется влияние рядовых людей на общественные процессы. Существуют имеющиеся социальные структуры (как формальные, так и не формальные, у которых большое влияние) но они плохо функционируют, их действие серьёзно затруднено и они начинают терять контроль над ситуацией. В результате «маленькие» люди, движимые идеалами, создают новые общественные структуры, которые замещают умирающие, или серьёзно изменяют настоящие, и спад сменяет подъём. Обычно какая-нибудь из имеющихся общественных структур, замечает новую социальную силу и помогает ей, пробует ею руководить, интегрироваться в неё, но это не меняет смысл дела – в первую очередь историю создают люди, движимые идеалами, а не имеющиеся общественные структуры (спецслужбы, ими организованные образования, тайные общества и тд.), которые только приспосабливаются к новым силам. 
 
Создатели истории
 
На сцене общественных событий можно выделить людей трёх видов. Первые это люди системы. Они стараются включиться в имеющуюся систему, стать её шестерёнками и реализовать желания системы, какими бы они не были. Эти люди верно служат системе и отдают всех себя ей, получая взамен силу системы (власть), привилегии и другие блага. У людей системы нет личных взглядов. Конечно, у них они есть, но служа системе, они от них полностью отгораживаются, совершая работу (иногда даже абсурдную, безжалостную и жестокую), которая противоположна личным взглядам. Так как по-человечески это трудно, человек системы находит оправдания своим действиям (это же всемогущая система, он – маленькая шестерёнка, там ничего не может сделать) или даже часто меняет свои взгляды на такие, которые необходимы системе. Очень явно людей системы можно заметить в переходное время, когда, например, часть представителей номенклатуры компартии, которая раньше усердно и азартно боролась против империалистического капитализма, мистическим образом преобразовалась в азартных защитников проамериканских, капиталистических и демократических ценностей. Этому не надо удивляться, для людей этого типа это естественно, они готовы служить всё равно какой системе.
 
Второй – тип сильных индивидуалистов («self-made-man»), Люди этого типа сильны, умны, энергичны, знающие и с широким кругом знакомых. Они не вписываются в систему, они используют её для достижения собственных целей, замечая или создавая и после того используя благоприятные для себя обстоятельства.
 
Третий – тип лидеров. Про людей этого типа говорят что они – душа коллектива, они направлены на создание микроколлектива (единомышленников, общность интересов и тд.) и реальное управление, бескорыстно и щедро служа своему делу. Мотив действия этих людей в первую очередь это какой-то идеал, а остальное (деньги, общественный статус, оплата) для них вторично. Люди именно этого типа в самой большей мере определяют ход истории, они своим идеализмом создают жизнеспособные коллективы и в определённых ситуациях (особенно критических) вдохновляют и ведут за собой остальных.
 
Конец истории
 
Теория марксизма говорит, что общественные процессы вперёд двигает борьба общественных классов. В результате борьбы класс рабов и устои общества рабовладения сменяет феодализм, где угнетённая буржуазия (новые капиталисты), побеждает другие классы эксплуатирующих аристократов, закладывая основы капитализма и начиная борьбу новых классов между эксплуатирующими капиталистами (буржуазией) и ущемлёнными рабочими (пролетариатом). Капиталист, по постулатам марксизма, чтобы поддерживать конкурентную борьбу с другими капиталистами, заинтересован, в мощной и умной рабочей силе, поэтому он об этом до определённой степени заботится и опекает. А, рабочая сила, в свою очередь, становясь умнее и сильнее, не хочет больше мириться со своим ущемлённым состоянием, поэтому со временем появляется революционная ситуация, которая по мыслям Маркса, рано или поздно приведёт к ситуации, когда угнетённый пролетариат во всём мире победит своих угнетателей. Так как исторически борьба классов была безжалостной и кровавой, и победители обычно сводили счёты с побеждёнными, тогда этот постулат можно выразить в форме марксистского парадокса – эксплуататор кормит и воспитывать своего палача. Так это было до Маркса и продолжалось бы, если бы капиталисты не стали читать Маркса и думать, что делать, чтобы не проиграть в борьбе классов. Думали, думали и придумали. Если уж все проблемы из-за того, что эксплуататор кормит и растит своих палачей, тогда это просто не надо делать. Более того, надо делать противоположное – палача надо не кормить, чтобы он был слаб, и не воспитывать, чтобы он был дураком. Так как кормить и воспитывать палача заставляет конкуренция, тогда надо ликвидировать конкуренцию как таковую.
 
Глобализация объединяет мир, сносит границы, концентрирует всё больше ресурсов в руках всё меньшего количества людей и таким образом ликвидирует конкуренцию. Параллельно в глобальном мире властвует аморальность и глупость. Люди приучаются к вредным и неполезным вещам, их качество практического образования всё более снижается, а сила духа иссушается чрезмерным богатством, удобствами, псевдоучениями убивающих идеалов и гигантским дезинформационным потоком. Конспирология выполняет свою роль в реализации этого плана. Большинству конспирологических теорий надо маскировать факты и извращать восприятие реальности людьми, чтобы они не поняли, что происходит (восприятие загромождено чрезмерными «фактами» и множеством теорий), но духу конспирологии надо отнять у части самых активных и умных представителей общества мотив, так как всё равно все общественные процессы контролируются и руководятся всемогущими и вездесущими тайными организациями.
 
Эксплуататор больше не кормит и не воспитывает своего палача, а превращает его в послушную биомассу, которая не способна сопротивляться, что бы с ней не делали, из которой хозяин по своему усмотрению может создать что угодно. Если это удастся, тогда придёт конец истории, потому что борьба классов как таковая будет прекращена и эксплуататоры будут властвовать если не вечно, то так долго, пока не развратятся до такой степени, что не заметят как у угнетённых начнёт появляться сила, самоуважение и ум, который достигнув определённого уровня, приведёт к новой классовой борьбе и возрождению истории.
 
Ivars Prūsis, Ceturtais Projekts Lv
Ноябрь 2011 года.
Tags: I. Prūsis, Прусис И., аналитика и тенденции, будущие хроники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments