maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Латвийская реакция на выставку «Угнанное детство...»

Мы уже давали заметку о выставке  «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943 – 1944 гг.», которую в Москве организовал фонд «Историческая память». Привели и фоторепортаж о посещении выставки нового посла США в России Майкла Макфола (здесь).
Теперь мы дождались хоть какой-то реакции латвийский стороны. Она последовала от Ринальдса Гулбиса из Фонд содействия Малой библиотеке истории Латвии (оригинал на латышском). Перевод (жирный шрифт) с заметками в скобках (красный шрифт) и предлагаю вашему вниманию (перевод отсюда).Часть комментариев в скобках взяты здесь.


В Москве открывают выставку «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943 – 1944 гг.» (Фонд содействия Малой библиотеке истории Латвии, Латвия)
Риналдс Гулбис, Фонд содействия Малой библиотеке истории Латвии, 19.01.2012.

Фонд Александра Дюкова «Историческая память» в сотрудничестве с Белорусским фондом мира и базирующимся в Германии фондом «Память, ответственность и будущее» организовали выставку, позиционируя ее как составную часть более широкого проекта под названием: «Повышение статуса жителей сожженных белорусских деревень». Выставка объявлена с большой помпезностью и местом ее размещения выбран Государственный центральный музей современной истории России, в котором с экспозицией можно будет ознакомиться до пятого февраля этого года.

Избранная тема выставки действительно противоречива
(ПОЧЕМУ?), потому что еще в 2004 году историк Хейнрихс Стродс писал в газете «Latvijas Avīzе»: в 5-ом оперативном донесении полковника А. Спрогиса упомянуто, что 27 июля 1943 года подрывники подразделения саботажников в деревне Лопатинскас взорвали молокозавод. Начальник Латвийского партизанского штаба в 7-ом оперативном донесении написал: "3 августа 1943 года партизаны из подразделения товарища Самсонса в Мердзене, в 15 км севернее Лудзы (на шоссе Лудза-Краслава, на карте не обозначено), взорвали и сожгли правление волости Бригю, что находится в 4 км к северо-востоку от Зилупе, и почту".(ОДНА ГАЗЕТА НАПИСАЛА? ПОТОМУ ЧТО ПАРТИЗАНЫ ПРОВОДИЛИ ОПЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОЛЛАБОРАНТАМИ?)

Старейшина Лудзенского уезда Я. Зирнис 26 августа 1943 года сообщает, что красные совершили 90 нападений из России, обхватив 12 волостей уезда (60%). "Героические красные партизаны" сожгли либо взорвали правления волостей Бригю, Циблас, Истрас, Мердзенес, Шкяунес и Курдас. В 1943 - 1944 гг. группы большевистских диверсантов не только в Восточной Латвии, но и в Восточной Литве боролись не против нацистских оккупантов, но также и против крестьян Латвии, которые не поддерживали возвращение большевистской власти. (СТОИТ ПОВТОРИТЬ - ПОТОМУ ЧТО ПАРТИЗАНЫ ПРОВОДИЛИ ОПЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОЛЛАБОРАНТАМИ? или ЭТО ПОСОБНИКИ НАЦИСТОВ ПОЛУЧАЛИ ПО ЗАСЛУГАМ?)Поэтому задачей латвийских батальонов стражей порядка в 1943- 1944 гг. было защищать имущество и жизнь жителей Латвии от большевистского бандитизма в Латгалии. Чтобы крестьяне могли защититься от красноармейских саботажников, крестьянам начали выделять пистолеты-пулеметы, пистолеты и боеприпасы, а также расширили телефонную сеть.(ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАК ЖЕ ЕЩЁ ОТНОСИТЬСЯ К ВРАГАМ ФАШИЗМА! НЕТ ЖИЗНИ БЕДНЫМ КРЕСТЬЯНАМ ОТ "большевистского бандитизма" И "большевистских диверсантов" ВЗЯЛИСЬ ОНИ ЗА ОРУЖИЕ, ВЫДАННОЕ МИРОЛЮБИВЫМ ВЕРМАХТОМ).

Вместе с тем появляются закономерные вопросы, почему за основу выставки взяты факты, которые односторонние характеризуют события 1943-1944 гг. в Восточной Латвии? (СРАЗУ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС - ЧТО ЕЩЁ МОГ НАПИСАТЬ АВТОР НЕ ПОСИТИВШИЙ ВЫСТАВКУ? КСТАТИ АВТОР СТАТЬИ НЕ ИСТОРИК, А ТЕОЛОГ, НО КАК ЗАМЕТНО ОН СКУЧАЕТ ПО ФАШИЗМУ.) Ассоциированный профессор Историко-философского факультета Латвийского университета Эрикс Екабсонс говорит: "Надо понимать, что фонд [Александра] Дюкова далёк от исторической науки, но у него есть прямые политические цели. На этой выставке сознательно выделены факт латышского коллаборационизма и сопротивление латышских крестьян большевикам как признак коллаборационизма".(МНЕНИЕ ОНО И ЕСТЬ МНЕНИЕ, НО ВЫСТАВКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОЗНАТЕЛЬНО ТАКЖЕ И О "латышском коллаборационизме" НА КОТОРЫЙ РАБОТАЛИ ЭТИ ДЕТИ ИЗ СОЖЖЁНОЙ ЛАТВИЙСКИМИ ПОЛИЦАЯМИ БЕЛОРУСИИ! )

Историк Улдис Нейбургс отмечает, что выставка однозначно тенденциозна, так как создает представление о том, что в 1943 году преступления в Латгалии совершали латыши, и что в тот момент как бы существовала сама Латвия, а не оккупированная нацистами. «Ясно то, что нацисты вовлекали население Латвии, но вопрос в том, как это интерпретируют. Правда состоит в том, что латышские крестьяне, которые забирали детей из Саласпилсского лагеря, спасли им жизни. И то, что их заставили пойти в пастухи, и приходилось трудиться на других сельхозработах, было закономерно. Ибо кому в то время не нужно было работать?» (ТУТ РЕБЯТА САМИ СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧАТ. ЛИБО КАК СКАЗАЛА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ В. ВИКЕ-ФРЕЙБЕРГА ТАМ БЫЛ ВСЕГО ЛИШЬ «исправительно-трудовой лагерь», ЛИБО "забирали детей из Саласпилсского лагеря, спасли им жизни" - ЧТО-ТО НЕ СХОДИТСЯ. В КОНТЕКСТЕ ВСЕГО ДЛЯ ЭТОГО ИСТОРИКА И РАБОТА В КАЧЕСТВЕ БАТРАКОВ ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННА И НЕ ВЫЗЫВАЕТ ВОЗРАЖЕНИЙ.

…Сама по себе выставка выглядит скромно – длинный ряд фотографий по двум светлым залам и большой белый куб, внутри которого в кромешной тьме светится экран телевизора. На экране – дожившие до наших дней дети-заключенные Саласпилса:

«Мне повезло – меня в хорошую латышскую семью забрали, кормили вместе со своими детьми, а вот братика спать клали рядом с собакой и кормили из ее миски. Он потом до самой смерти собак видеть не мог…». «Мы в лагере не немцев боялись, а этих… айзсаргов, как их называли – просто так мимо не проходили, то прикладом даст, то сапогом…». «Там был барак, в который детей забирали кровь сдавать, но они не только кровь брали – там все время врачи немецкие приезжали, какие-то эксперименты проводили…».Таких видеозаписей работники фонда «Историческая память» набрали на несколько десятков часов... НО НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ВЫСТАВКА НЕ ТАК ОДНОБОКА -

- Примечательно, что не менее трети переживших эту страшную трагедию отзываются о латышских хозяевах с признательностью – еще бы, немалое число хуторских латышей забирало детей, чтобы спасти их от неминуемой смерти, - считает руководитель исследовательских программ фонда Владимир Симиндей. – Это безусловно доказывает, что лишь отщепенцы поддержали нацистский режим – многие латыши, напротив, противостояли ему, активно или пассивно, как в данном случае. Поэтому говорить о каких-то претензиях ко всему народу (а сегодня нет-нет, да и услышишь подобное из уст радикально настроенной молодежи) нет никаких оснований: русский и латышский народы придерживаются слишком многих общечеловеческих ценностей, чтобы всерьез можно было  рассуждать о какой-то тотальной русофобии в Латвии. Это не более чем навязанная латышскому обществу недальновидная государственная политика, которая, хочется верить, уже скоро изживет сама себя…
НО С КАКИМ ЦИНИЗМОМ ЛАТВИЙСКИЕ "ИСТОРИКИ" ПРЕПОДНОСЯТ СОБЫТИЯ!)

У. Нейбургс также указывает, что возможно настало время, когда латвийской исторической среде больше не следовало бы реагировать на события, связанные с интерпретацией в России вопросов истории Латвии.(ЛАТВИЙСКИЕ ИСТОРИКИ ДАВНО УКАЗЫВАЮТ КАКУЮ ИСТОРИЮ НАДО УЧИТЬ, ВМЕСТО ФАКТОВ ПРИПИСЫВАЯ СОБЫТИЯМ ДОМЫСЛЫ.)

В рамках выставки фонд «Историческая память» 19 января также организует международную дискуссию «Нацистская истребительная политика и коллаборационизм: история и память», в которой, как обещают сами представители фонда, примут участие также историки из Латвии и будет говориться как о событиях в Восточной Латвии, так и о Саласпилсском концентрационном лагере.

Для справки: Фонд «Историческая память» основан в 2008 году, неоднократно публиковал исследования по истории Латвии и других стран Балтии, в основном – в негативном свете, придерживаясь однообразной интерпретации исторических фактов, цель которой – изобразить государства Балтии как союзников нацистской Германии. Фонд публиковал исследования по Латвии, сотрудничая с финансируемым Кремлем Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) и Федеральной службой безопасности, используя ее архив, что не доступно для иных исследователей.
(ПУБЛИКОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В НЕГАТИВНОМ СВЕТЕ, ОДНООБРАЗНОЕ ИНТЕРПРЕТИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПОЛИЦАЕВ, НАЦИСТОВ И ПОСОБНИКОВ ГРАБИВШИХ И УБИВАВШИХ В БЕЛОРУСИ? ПОЗИТИВА ЗАХОТЕЛОСЬ? ДОСТАЛИСЬ БЫ ТАКИМ ИСТОРИКА АРХИВЫ - У НАС БЫЛА БЫ САМАЯ ПОЗИТИВНАЯ ИСТОРИЯ В МИРЕ!)

Риналдс Гулбис, магистр теологии, Фонд содействия Малой библиотеке истории Латвии, Центр изучения восточноевропейской политики
Tags: 1941-1945, Латвия сегодня, историческая справочная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments