maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Телефильм НТВ «Истребители Люфтваффе. Восточный фронт»

Хроники антикультурной жизни.

Рецензия на телефильм «Истребители Люфтваффе. Восточный фронт», НТВ.
Сергей Толстой.

Противоречивые чувства вызывает просмотр телефильма «Истребители Люфтваффе. Восточный фронт». Дело в том, что фильм – это не статья в журнале и не книга, это что-то сродни некоему театральному действу. Посмотрел, впечатлился или даже, быть может, пережил катарсис, и все – шоу окончено, театр уехал потрясать других зрителей. И за впечатлением порой весьма трудно разглядеть, что история, рассказанная искусным режиссером, – не более чем его собственное видение. В котором причудливо сплелись правда и ложь, фантазии и реальность. Однако если речь идет о перипетиях Троянской войны, это, пожалуй, и все равно, но когда автор берется живописать события нашего совсем недавнего прошлого, раны которого до сих пор не затянулись, возникают эти самые противоречивые чувства.

Итак, в чем же противоречие? Художника может обидеть каждый, но не будем этого делать, а шаг за шагом пройдем вместе с творцом этого полотна, пытаясь, с одной стороны, внять его лире, а с другой – вооружившись здравым смыслом и исторической добросовестностью, представить рядом, может быть, не такую красочную, но чуть более правдивую версию того, как было на самом деле.

Общее впечатление, которое должен вынести юноша, начинающий жизнь, приблизительно таково: Горстка храбрых белокурых рыцарей, любивших жизнь и свою родину, на великолепных боевых машинах, созданных германским гением, перемалывает орды несчастных русских на дрянных полуфанерных самолетах. Причем несчастным русским мешает практически все: во-первых, революция 1917 года, во-вторых, разруха, устроенная властью большевиков, в-третьих, тайная Липецкая школа, в которой германские асы тайно овладели тайным знанием воздушного боя; русские авиационные конструкторы (бездари), Сталин (всех расстрелял) и, наконец, сами русские – тем, что вместо того чтобы требовать как минимум двухгодичного летного образования и налета не менее 200 часов, после краткосрочных летных курсов рвались на фронт и, увы, гибли от рук гуманных германских асов, которым их было очень жаль.

Вывод, который напрашивается из такого событийного ряда, таков: ну и поделом им, этим русским, что немцы их победили, куда им со свиным-то рылом да в калашный ряд. Однако автор ловко не озвучивает этот логический итог: мол, душили-душили, душили-душили, а кто кого в итоге задушил – так ли это важно, ведь они – и те, и эти – любили Родину и небо. Однако позволим себе в этом месте впервые не согласиться с автором и высказать сомнение в его посылах. Ведь они не вяжутся с итогом. Душили немцы, а победили-то русские.

Далее цитаты из фильма и комментарии к ним.

В первый день боев Красная Армия потеряла от 1200 до 2000 самолетов.

В условиях внезапности нападения – большинство на аэродромах. Немцы потеряли до 240 машин. (Не 2, а 240).

Тех, кто взлетел, в небе ждал очень неприятный сюрприз. Это были «Мессершмитты» Bf-109E и Bf-109F. За рычагами этих истребителей сидели пилоты, знавшие, как вести войну в воздухе, и делавшие это в совершенстве.

«Мессершмитт» Bf-109E поступил в войска в 1939 году, участвовал в битве за Англию, нападении на Польшу, и ни для кого уже не был сюрпризом. Более того, образцы закупались СССР и использовались в сравнительных испытаниях с МиГ-1. Да и вообще, военные пилоты СССР, взлетая дать отпор наглому врагу, по мнению авторов, ожидали встретить Мери Попинс? А «мессеры» с холодными убийцами в кабинах оказались для них сюрпризом?

Люфтваффе к моменту нападения на СССР были не столь уж многочисленными. Для ведения боевых действий на Восточном фронте немецкое командование сумело выделить всего около 3,5 тысяч самолетов всех типов, включая резервные и неисправные машины. – сожалеет ведущий.

Ну никак не сумело больше выделить! Вижу сцену:

– Сколько сумеете выделить самолетов всех типов на Восточный фронт, партайгеноссе Геринг?

– Сумею выделить всего около 3,5 тысяч, включая резервные и неисправные машины, мой фюрер.

– Немедленно начинайте операцию, иначе...

А что иначе? Что мешало подождать пару лет, наклепать еще 3,5 тысячи «вундерфлюгцойгов» и раздавить недочеловеков с гарантией. Может быть, идущее полным ходом перевооружение Красной армии, повышение качественного уровня вооружений, успешная реорганизация вооруженных сил?

Какие же силы противостояли этой горстке «Мессершмиттов»? С 1939 года советская авиационная промышленность выпустила более 17 тысяч самолетов, из них почти 3,5 тысячи новых типов. В предшествующие годы было построено около 11 тысяч самолетов, среди которых было немало И-16 и И-15. Имея подавляющее превосходство над противником, наша авиация не смогла остановить люфтваффе ни числом, ни умением.

Здесь авторы сравнивают теплое с быстрым. Считая советские самолеты, тщательно складывают все, начиная со времен до исторического материализма, считая немецкие, учитывают только те, которые сумели выделить на 22 июня 1941 года в составе армий вторжения. Между тем, на март 1941 года в составе германских ВВС числилось 20 700 самолетов, из них только истребителей – 3820.

Далее следует экскурс в историю воздушных боев Первой мировой с трогательным пафосом названный Истоки побед.
Поскольку советских асов Первой мировой в истории нет, то истоков у наших побед, видимо, тоже нет. Возможно, с точки зрения авторов, нет и самих побед. Мы их душили-душили...

Итогом Первой мировой стала Версальская конференция. В соответствии с ее решениями Германия не могла иметь авиацию. В ангарах заскрипели пилы, превращая вчера еще грозные машины в кучи досок и тряпья. Казалось бы, все возможности для возрождения военной мощи были уничтожены. Однако на помощь разрушенной военной машине Германии пришел партнер в лице Советского Союза. В Липецке была создана авиашкола, где проходили летную подготовку немецкие курсанты.

На помощь разрушенной военной машине Германии пришли партнеры, а не партнер. В Голландии строились военные самолеты (Фоккер). Авиационные моторы поставляла Великобритания (об этом стыдливо упоминают и авторы). Компании США вплоть до 1944 года поставляли в Германию военную продукцию и материалы. Это невидимая рука рынка. См. И. Пыхалов «Великая оболганная война».

Успехи Вилли Мессершмитта имели бы мало смысла, не будь соответствующей подготовки летчиков.... Обучение занимало порядка трех лет, а перерывы между занятиями были только на еду и сон. В среднем выпускник летной школы имел налет в 200 часов. Выпускник советской летной школы – 14 часов. Большую часть учебного времени немецких пилотов занимали стрельба и полеты. … Дорого обошлось и наше извечное стремление экономить. На чем угодно. В то время как немецкие пилоты накручивали и настреливали в небе часы, наши слушали лекции по истории партии или занимались хозяйственными работами.

На этот пассаж отвечает ветеран Клименко Виталий Иванович (из книги Артема Драбкина «Я дрался на истребителе»):
Нам же пришлось начинать учебу с курса молодого красноармейца. Через неделю на аэродроме мы разбили палаточный лагерь, в котором провели все лето и осень, изучая уставы РККА, винтовку Мосина, пулемет «Максим», пожарное дело. Занимались физкультурой и, самое главное, строевой подготовкой, стрельбой из винтовки или пулемета по мишеням. Помню, за день так намотаешься, что ждешь, когда же будет отбой ко сну...

Программу У-2 мы продолжали учить и зимой 38 – 39 года, летая на лыжах. Началось обучение высшему пилотажу, полетам в звене из трех самолетов, это не так-то просто – выдержать дистанцию и интервал между самолетами! Кроме того, нам давали учебные полеты в строю по маршруту. Итак, за 1938 год нам удалось освоить взлет-посадку на самолете У-2 и пилотаж – глубокие виражи, боевой разворот, штопор....

Весной 1939 года перешли на изучение УТ-2. Эта машина более скоростная и строже, чем У-2... Когда закончили программу на УТ-2, пересели на И-16 – прекрасный истребитель, но очень строгий. В особенности на посадке и на взлете. Сначала учились рулить на старых истребителях с ободранными плоскостями, чтобы не взлететь ненароком...

Чугуевское военно-воздушное училище я закончил в сентябре 1940 года, освоив четыре типа самолетов и имея налет 40 – 45 часов.
Да, не 200 часов, но и не 14, как врут в фильме.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. По техническим позициям польская авиация никак не могла сравниться с люфтваффе, однако польские летчики на своих старых машинах сбили около 300 немецких самолетов. И, как отмечали сами немцы, проявляли удивительное бесстрашие.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война – это правда. 285 самолетов сбито, из них польской истребительной авиацией – 126 (а не 300). За шесть недель войны. Напомню, что за один день 22 июня 1941 года советские вооруженные силы уничтожили, по разным оценкам, от 78 до 240 машин. А по оценке немецких источников, за период с 22 июня по 15 июля 1941 г. (то есть за три недели) немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов. Но, видимо, бесстрашия русские проявили недостаточно и похвалы авторов не заслужили.

Чрезвычайно интересной и даже новаторской выглядит версия причины нападения Германии на СССР, а именно:

По мере того как немецкому командованию становилось очевидно, что форсировать Ла-Манш не удастся, внимание переместилось на Восток – туда, где еще недавно пили водку и учились летать под Липецком.

То есть ни о каких стратегических далеко идущих планах, тщательно разработанной концепции жизненного пространства германской нации на Востоке, заявленной в еще в «Майн Кампф», речи не идет, – это все химеры. Германская военная машина, как пьяный хулиган в общежитии, ломится во все двери подряд, и если где-то не удается просунуть ногу в щель, не долго думая, идет к следующей. Нам просто не повезло.

Да, и опять намек на таинственный Липецк (армия клонов?).

...Иными словами, против многотысячной советской авиации действовало всего 6 немецких истребительных дивизии… Таким образом, на протяжении четырех лет войны всю нашу военную мощь перемалывали всего 5 истребительных дивизий, то есть около 700 истребителей.

Это все лирика, эльфы и мордор, сравнительный анализ, а вот статистика: в 1941 году на один потерянный нами самолет в среднем приходилось 32 самолетовылета, в 1943 году – 72, в 1945 году – 165. У противника, наоборот, в 1942 году на один уничтоженный самолет приходилось 25,5 самолетовылета, в 1943 – 22,5, а в 1945 году 11. Мы их душили-душили...

Ведущему очень нравится слово гешвадер. Наверное, только для того, чтобы усладить свой слух этим замечательным словом, в фильм вставлена тема про геральдику. Третий гешвадер – Удет, пятый гешвадер -Айсмер, пятьдесят первый гер..швер... . В общем, эту тему – в топку.

Вступив в боевые действия против ВВС РККА, немецкие истребители стали быстро увеличивать свой счет.

Хармтан и компания. Старая, унылая, тупая песня подбитого акына. Как минимум, два опровержения и одно объяснение. См. Исаев, Мухин.

Истребительные части люфтваффе имели хорошие самолеты, а их пилоты были прекрасно обучены, но только ли в этом кроется причина разгрома нашей авиации в первые годы войны и сложного положения до 1944 года? Причин было немало, и первая из них – катастрофа 1917 года. От захвативших власть большевиков бежали сотни тысяч, миллионы людей. В их числе конструкторы, инженеры, специалисты по моторостроению. Среди этих людей были такие выдающиеся фигуры, как Сикорский...

Дежурный плевок в историю. Ответ прост: за 20 лет советской власти была проведена индустриализация, побеждена неграмотность и снижена детская смертность с 269 детей на 1000 родившихся в 1913 году до 182 в 1940 году.
За 20 лет правления замечательных людей, идейных наследников тех, кто бежал от большевиков в 1917-м, мы потеряли в русском кресте 11 млн человек и снова узнали такие слова, как проституция, туберкулез, блокада. Меняю Сикорского на большевиков.

Далее ведущий вываливает на зрителя свои обширные, но несколько однобокие познания в тонкостях конструкции и эксплуатации советских самолетов, до боли похожие на нытье про тазы с гайками, может быть, это психологический перенос.

...что приводило к выбросу масла и лишавшего пилота обзора... которые перегревались еще до взлета... при перегрузках они просто ломались... …и спасала только от винтовочной пули... пошли в производство сырыми... качество сборки и без того ненадежных самолетов было просто ужасающим... текло масло и охлаждающая жидкость, отказывали пушки и заклинивали сдвижные части фонаря... в кабину попадали выхлопные газы...

Оппонировать такой позиции бессмысленно – это состояние души. Его манифест: вы лапотники, вам ли самолеты (машины, станки) строить, никогда, никогда вы и близко не встанете с культурными нациями. Рабы, рабы, рабы.

Ведь важен результат и результат был достигнут, правда, ценой немыслимых потерь.

Старая, унылая, тупая песня подбитого акына. Безвозвратные потери армий СССР и Германии (включая военнопленных) – 11,5 млн. и 8,6 млн. чел. (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 1945), соответственно. Соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1. Это осмысленные потери, это цена жизни и свободы.

А перед теми, кто как-то научились держаться в воздухе, стояла задача вести бои с прекрасно обученными воздушными бойцами. Участь молодых можно сравнить с гонками выпускника сельской автошколы с Михаэлем Шумахером. Результат был вполне предсказуем.

Сравнить-то можно что угодно с чем угодно, как мы уже сравнивали теплое с быстрым, но в этой оптике получится, что пьедестал почета в итоге полностью занят выпускниками Чугуевской автошколы, а Шумахер не то что курит в сторонке – он ведь и до финиша не добрался. Советские ВВС имели полное господство в воздухе уже в 1944 году.

Дальше рассуждения о великолепной немецкой тактике боя. Тоже дезавуированные общим результатом. Об интригах советских конструкторов, ритуальная фига отцу народов. И скомкано о наших пилотах:

Нам неизвестны фамилии тех, кто 14 раз заставлял прыгать с парашютом Эрика Хартмана и более 20 раз – Вальтера Крупински, мы не знаем, кто смертельно ранил Макса Хельмута Остермана, имевшего 102 победы, неизвестно, кто сбил Курта Брендли, имевшего 180 побед летом 1943-го года.

Откровенно говоря, наплевать на них всех: на Хартмана, Крупински Остермана и Бредли – у них нет имен, это один и тот же зверь, пришедший убить, поработить и растоптать. Уничтожить все светлое и человеческое в людях. И нам не надо знать фамилий тех, кто их остановил, потому что у них есть имя одно на всех, это имя – русский солдат.

Противоречивые чувства исчезли. Фашизм поднимает голову. Война продолжается.

Бонусом несколько важных комментариев:

***По поводу Липецкой школы очень хорошо пишет Игорь Пыхалов. Если говорить коротко, то это не мы ковали меч Германии, а они наш. Они ЗА СВОЙ счёт (миллионы марок) построили авиашколу, они поставили нам новейшие образцы авиатехники, они предоставили своих инструкторов, которые обучили передовому опыту наших лётчиков и техников. За всё время существования этой школы она выпустила аж 30 (!!!) немецких лётчиков. Умопомрачительное число, не так ли? К тому же миф о том, что там, де мол, учился сам Геринг - полнейший бред! Геринга с Гудерианом путают, который в Казанской танковой школе учился.

По поводу невыигрышного соотношения воздушных побед у наших асов против немецких очень хорошо написано в книге Алексея Исаева "Десять мифов Второй мировой". Если говорить коротко, то у этой разницы есть несколько причин:

1. Немецких асов перебрасывали на самые горячие участки фронта и они постоянно были в деле, наши же периодично отлучались на переформирование в тыл, либо находились на малоактивных участках фронта.

2. Следствием стратегии высшего руководства Третьего рейха покрывать огромный фронт явно недостаточными для этой задачи средствами обуславливалась высокая интенсивность использования кадров. Из-за этого немцы вынуждены были совершать большее кол-во вылетов, чем наши. Так, для примера, приблизительно за один и тот же временной промежуток времени Хартманн совершил 1525 боевых вылетов, а Кожедуб всего 330.

3. Немецкие асы имели привилегию действовать по своему усмотрению в бою, а не исходя из поставленной задачи. Достаточно почитать рассказы Хартманна, как многое проясняется. Вот цитата: "Если кто-либо превосходит меня, я улечу домой, ожидая лучшего дня." Хартманн никогда не ввязывался в "собачью свалку", считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: "увидел — решил — атаковал — оторвался". Не представляю, чтобы Покрышкин или Кожедуб решили сделать перекур при встрече с сильным врагом, либо выжидали новичков или подбитых немцев, чтобы пополнить свой счёт довольно безопасным способом. Напротив, наши асы всегда брали на себя самую ответственную, и от этого самую опсную миссию - атаковать ведущего группы, которым по определению должен быть лучший немецкий лётчик.

4. Количиственное превосходство наших лётчиков над немецкими, как это ни странно звучит, давало преимущества немецким асам для скорейшего пополнения своего лицевого счёта! Число сбитых прямо пропорционально числу целей в воздухе. Когда целей в воздухе мало, то и пополнить свой счёт проблематичней.

Теперь хотелось бы упомянуть вот о чём: Захаров в своём фильме так красочно рассказал о достоинствах немецкой тактики ведения воздушного поединка, что создаётся впечатление, что у наших самолётов был один единственный выбор - полететь за немцем на вертикаль, дождаться, когда мотор заглохнет и стать очередной жертвой немецкого аса. Даже удивляешься, как нашим удавалось не только выживать в этих боях, но и сбивать немцев, коли разница в технике была столь велика. Оказывается, наши тоже имели свою тактику, расчитанную из выигрышных свойств наших самолётов. Но зачем же об этом упоминать-то? Ведь должно быть ясно, что наши закидали немецких асов трупами необученных лётчков, и в который раз выиграли не уменьем, а числом. Как бы не так. Достаточно почитать воспоминания Покрышкина о том, как он изобретал свои способы ведения манёвренного боя - там и выход противнику в хвост, который сам висит у тебя на хвосте, путём нисходящей бочки (кадушки), там и тактика "Кубанская этажерка", там и особая тактика патрулирования "Качели". Всё это успешно применялось в бою и передавлось молодому поколению и успешно им осваивалось. И что самое главное - страна ценила такие кадры. Покрышкина не только первым в стране наградили третьей звездой Героя, но и постоянно продвигали по службе, зачастую через головы вышестоящих начальников. В конце войны у него в замах числился его бывший командир полка. Правда, из-за личных трений его перевели на другой участок.

По поводу недостатков Ла-5 и достоинствах МИГа-3. Захаров как-то интересно наврал. Он недостатки МИГа приписал Ла, а потом сказал, что вопреки здравому смыслу Ла продвигали, а МИГ сняли с производства. Ну это просто зашкаливающий бред. Лапша для несведующих. У МИГа выявили особый недостаток, из-за которого гибли наши лётчики - во время полёта на больших скоростях заклинивало фонарь и подбитый лётчик не имел возможности выпрыгнуть из горящего самолёта. Поэтому вышло предписание летать без фонаря, из-за чего заявленная скорость МИГа снижалась в среднем на 50 км/ч. К тому же у МИГа было ОЧЕНЬ слабое вооружение для войны с немцами - не было ни одной пушки!!! И после этого Захаров удивляется, что такой "перспективный" самолёт забраковали?!

Ещё пару слов о том, что немцы настолько скрупулёзно вели подсчёт, что мухлежа с подбитыми просто быть не может. Ну как же, у них стоял фотопулмёт! Только вот забыли сказать, что этот фотопулемёт отключался в момент, когда лётчик отпускал палец с гашетки. И заснять падение самолёта такой пулемёт никак не мог! Достаточно вспомнить случай с Хартманном, когда ему засчитали 3 сбитых ИЛа, на которые он потратил аж 120 выстрелов. Учитывая, что ИЛы были хорошо бронированными, то подобная меткость вызывает либо восхищение, либо настороженность. В общем, здесь явно попахивает приписками.

Если же говорить о наших лётчиках, то стоит почитать воспоминания Покрышкина "Познать себя в бою", либо "Небо войны", как становится понятно, что нашим лётчкиам долгое время не засчитывали самолёты, сбитые над территорией противнка, либо над морем. И только по просьбе самого Покрышкина где-то в середине войны ввели новые правила подсчёта сбитых. За это время Покрышкин недосчитался приличного кол-ва незасчитанных самолётов противника. Правда, судя по его словам, он не гнался за славой, она сама его нашла, он в первую очередь мстил за своего брата, за своих друзей, за свою страну!

***Читать также Ю.Мухин "Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе" (http://lib.rus.ec/b/155492)

***Ляпов в фильме немеряно.
Понятие победа в Люфтваффе соответствует не сбитому самолету - а выполенному боевому заданию (например задание - прикрытие штурмовиков, если вернулись все в условиях боевого противодействия - рисуй победу) + самолет уничтоженный на земле считался как сбитый в бою.

Теоретически можно было не иметь ни одного сбитого самолета а иметь десятки побед. У немцев была сложная бальная система подсчета боевой эффективности.

Про 700 самолетов на весь русский фронт, один Хартман сменил 19 машин, 8 раз был сбит. 352 победы у Хартмана не значат три сбитых советских авиадивизии.
--------
Ме-109 (BF-109) 33 984 всех модификаций произведено до 1945 года.
FW-190 произведено более 20 000 до 1945 года.
Где они все были в Африке ?
-------
Фока носитель управляемых ракет - каких ракет (с радиоголовой и тепловой :-)), неуправляемых ракет 73 мм по 3 на крыло, НУРСы 85 мм были еще на И-16 с Халхин-Гола.

Немного сухих цифр

FW-190 - серийный выпуск с авгсте 1941
Ла-5ФН - серийный выпуск с матра 1943
Ме-109G2 - серийный выпуск с мая 1942

                                                                  FW-190  Me-109G2   Ла-5ФН
Время виража (сек.)                                     23           20                19
Тяговооруженость кВт/кг                       0,29-0,35        0.35           0,42
Максимальная скороподьемность м/с         13              14.4           17
Максимальная скорость в горизотали         656/685      654           648
Масса снаряженной машины кг                     4417        3100        3168
-----------
Ахтунг, Ахтунг - Покрышкин в небе - знаменитая фраза заставлявшая неврничать немецких пилотов. Александр Иванович летал до 42 г. на И-16, Як-1, МиГ -3 после на "Аэрокобре" P-39, в уничтоженной при отсутплении штабистами летной книжке А.И. Покрышкина в дополнение к официальным 59 победам было 15 сбитых вражеских машин в 1941 году).
"Я дракон, атакую" - не менее знаменитая фраза. Евгений Савицкий (Дважды Герой), закончил 7-ю Сталинградскую летную школу в 1932, Всю войн летал на "Яках", официально личных 22 победы 2 в группе.
Иван Кожедуб (62 победы) - В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Был первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262. и пару "Мустангов" которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт. Летал на "Ла"- 5, 7,
---------
Дэвид Маккэмпбелл - самый результативный пилот ВМС США - 34 победы (Тихоокеанский ТВД). Система подсчета побед в ВВС и ВМС США была очень близка к советской - три достоверных подтверждения.

***По поводу мысли, что бедные немцы после поражения в первой мировой не имели права содержать авиацию, боевые самолёты на картон резали....
В.Мессершмитт построил СПОРТИВНЫЙ Ме-108, на котором конструкция и технология были отработаны, осталось вооружить.
К,Дорнье стажировался во Франции, а потом До-215 появился на наших фронтах. Его часто с Пе-2 путали из-за двухкилевого оперения (Это уже Захарову "дарю" - пусть упомянет, что Петляков его "передрал". Да и про "тюремных" конструкторов - тоже).

***Ещё одна причина снятия с производства МиГ-3 - он имел однотипный мотор АМ-34 с Ил-2, а штурмовики были нужнее.
Tags: 1941-1945, хроники антикультурной жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments