maksim_kot (maksim_kot) wrote,
maksim_kot
maksim_kot

Categories:

Беседа с историком Игорем Гусевым.

Латвия, одержимая бесами
"ВЕСТИ" 7 июля 2011 ( № 27)

"Латышам грех рубить свои славянские корни!" — убежден историк Игорь Гусев
Автор: Игорь Мейден
"Не будет сильной России — пропадут и русские, растворятся, исчезнут. Земной баланс нарушится, и станет тогда в мире по–настоящему скверно", — убежден известный историк Латвии, издатель культурно–публицистического вестника Klio, автор 9 книг и нескольких документально–публицистических фильмов Игорь ГУСЕВ. Заслуженно ли клеймят его иные "патриоты", называя великорусским шовинистом, раскалывающим общество и фальсифицирующим историю? Об этом "ВЕСТИ" и поговорили с историком.

В западне

— Когда в начале 1990–х я, свидетель "революционных преобразований" в Латвии, осознал, сколько вокруг нас сеется откровенной лжи, злобы, сколь нагло искажаются исторические факты в угоду новому времени и вполне конкретным политическим персонам, возникло острое желание всеми силами этому противостоять, — вспоминает Игорь ГУСЕВ. — Тогда и начал выпускать программу Klio на телеканале KS–video с одной целью: донести до людей историческую правду. Чтобы поняли латвийские русские, многие из которых ощущали тогда себя "чужеродным элементом" в Прибалтике: мы на этой земле полноправные хозяева!

И тогда, и сейчас недобросовестные политики и услужливые историки из их обслуги, прикрываясь псевдопатриотическим словоблудием, пытались доказать: мол, вы, понаехавшие русские — оккупанты, никогда не имели тут корней, от вас одно только зло. Я прекрасно помню, как на протяжении многих лет в нас пытались загнать чувство вины, комплекс неполноценности. От несправедливости мне хотелось кричать: что же вы говорите, ведь все это не так! Ведь русские связаны с этой землей на протяжении многих веков истории!

Хочется верить, что благодаря программе Klio удалось приостановить тот вал неправды, который накатывался на русских. Естественно, в этом деле я был не одним таким. Но передача Klio (совершенно некоммерческая и убыточная!), выходившая с 1993–го по 2000–й, была действительно уникальной, и по сей день ничего подобного нет ни на одном местном телеканале… А следующий шаг — издание культурно–публицистического вестника Klio. И, наконец, в 2007 году я набрался смелости и написал книгу "Занимательная история латвийских русских". Согласитесь, книга и журнал — вещи разные, и я, честно говоря, очень волновался. Но народ ее принял. И это был уже новый этап в моей жизни.

— За четыре года — 9 книг, 3 документальных фильма… Мягко говоря, немало!

— Даже самому не по себе становится! И очевидно, что все это промысел Божий: без помощи светлых сил я бы никогда с такой работой не справился…

Служение богине истории

— Впрочем, я рассматриваю все в жизни не как случайное стечение обстоятельств, но как вполне определенную закономерность, — продолжает собеседник. — Я родился в Риге, но при этом никогда не терял связи с Россией. Когда еще был совсем маленьким, каждое лето жил у бабушки в Калининской области. Рос, впитывая силу той земли, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной, играл в старых окопах, лазал по валам древнерусских крепостей. Все это оставило во мне свой след. Там даже аромат земли был особым, отличным от прибалтийского! Но, с другой стороны, я ведь рижанин, и запах взморья, и романтические улочки Старого города — это ведь тоже мое. Так и соединилось, сплелось в душе: любовь и к латвийской, и к российской земле.

Я не перестал любить Латвию из–за того, что здесь творят произвол бесчестные чиновники да куражатся ушибленные в темя национал–радикалы. Точно так же и моя любовь к России не стала меньше из–за того, что я вижу, как ведут себя тамошние властители — "слабые и лукавые", и неустроенность российского быта не вызывает у меня отторжения. Как разделить Родину и Отечество? Мне отрадно быть своего рода проводником между этими землями: российской и латвийской.

— Но увлечение–то историей началось явно не с событий 1990–х…

— В истории с "историей" случайностей нет. Когда мне было лет пять, я гулял с отцом в Стрелковом парке (теперь — Кронвалда) и нашел учебник по истории для 5–го класса. Самая интересная тема — Древний Рим, античная Греция, Месопотамия, Египет. Меня захлестнуло с головой! Я заболел историей, еще не умея читать, — она раскрывалась для меня тогда посредством рисунков, фотографий, гравюр из того старого учебника. Моя судьба была предопределена!

После школы поехал поступать в МГУ на исторический факультет, но не прошел по конкурсу. Вернулся в Ригу и уже здесь окончил исторический факультет Латвийского университета. Мне исключительно повезло, ведь я успел застать уникальных преподавателей еще старой, академической школы. Сами по себе это были выдающиеся личности: Крупников, Жагарс, Раевский, Свелпис, Ролова и многие другие. Искренне сочувствую тем, кому не довелось учиться у них. Эти люди учили нас анализировать, думать, искать верную информацию, а не хватать первые попавшиеся факты и на основании их делать поспешные выводы (или того хуже, как теперь принято: подгонять факты под конкретную политическую конъюнктуру).

А популяризировать историю, рассказывать о ней по возможности интересно я любил всегда. Еще в армии, случалось, выступал перед сослуживцами с историческими лекциями. С 1986 года преподавал в 17–й средней школе, что находилась в самом центре Риги (теперь ее "оптимизировали"). А потом наступили смутные 90–е…

Будитель души русской

— Насколько нужно то, чем ты занимаешься? Ведь тем, что ты раскрываешь страницы истории, не принятой на официальном уровне, все равно фанатичных национал–радикалов не перевоспитаешь, а Министерство образования ЛР никогда не утвердит твои книги в качестве учебных пособий…

— Если имеешь в душе идеал, то соответствуй ему. Сражайся за торжество своего идеала! В среде самой западной ветви русского народа — русинов Подкарпатья — подвижников национального возрождения издавна называли "будители". Таким будителем, например, был Александр Духнович, написавший проникновенный кредо–гимн русинского народа: "Я Русин был, есмь, и буду!" Мне кажется, что каждый образованный русский человек должен быть таким будителем, ведь зачем–то Бог вложил в тебя эти знания. На каждой книге из серии Klio имеется надпись: "Любая часть настоящего издания может быть воспроизведена в любой форме и любым способом". Я вижу целью своей жизни донести Русскую правду до возможно большего числа людей. Господь в этом пока меня поддерживает.

Но я чувствую свою ответственность не только за Россию, но и за Латвию, и за латышский народ. Я люблю эту землю и хочу, чтобы она процветала. Верю, что процветать она будет лишь в дружбе и сотрудничестве с Россией. Знаю, что мои книги читают, а фильмы, которые все выложены в Интернете для свободного просмотра и скачивания, смотрят не только в Латвии. Случайно узнал, что "Саласпилсский ШТАЛАГ" показывали даже в Южно–Сахалинске — в городском кинотеатре. Сознание полезности, нужности дела, которым ты занимаешься, очень поддерживает. И неважно, что я на этом денег не зарабатываю, — это не главное.

Сегодня русская цивилизация в очередной раз оказалась на том этапе своего существования, когда над ней нависла реальная угроза уничтожения. Это не столь надуманно, как нас порой стремятся уверить… Русские без сильной России не жизнеспособны как нация. Русский человек так уж устроен: без мысли о том, что где–то, пусть и далеко, живет и дышит великая Россия, он или вымирает, или ассимилируется…

Сознание того, что Россия крепнет, действительно живет, а не существует, дает мощный импульс всем русским, где бы они ни были. А сегодня Россию лихорадит, и в первую очередь — на духовном уровне. Я часто бываю в России и вижу глаза людей, слышу, о чем они говорят. И о каком русском самосознании здесь идет речь! Торжество пошлости и безнравственности, культ денег и удовольствий, а за всем этим — пустота: все продается и все покупается.

Можем посмотреть в истории: у истинно русского человека всегда первичными были устремленность, самопожертвование во имя ближнего, а борьба за иллюзорный материальный мир — это что–то чуждое, люди были готовы служить во имя идеалов. Доказательство тому — лучшие произведения русской литературы и советского кинематографа. Сейчас если что–то подобное и есть, то в столь ничтожных проявлениях — даже диву даешься. Темные силы наступают все сильнее.

— А кто стоит за ними?

— Давайте называть все своими именами: антихрист, дьявол. Если, конечно, мы искренние христиане и признаем каноны Веры. Атеисты же пусть глумливо ухмыляются. Но ведь даже самый прагматичный из них должен признать: скоро уже не останется ничего, чего бы было нельзя! Нельзя по духовному, по моральному, по нравственному закону!

Во имя химеры абстрактной "свободы" сегодня напрочь отвергаются совесть, честь и ответственность, то есть те качества, которые традиционно стояли в основе нашей цивилизации. И что тогда дальше? Апокалипсис? Конец света?! Но когда говоришь об этом, обыватели смотрят на тебя с усмешечкой. А ведь еще ходят в церковь…

Дьявол — это не козлоногий монстр с рогами. Это — темные страсти, пожирающие душу. Это — алчность, похоть, гордыня: все то, что испокон века считалось проявлением темных сил. Чтобы увидеть эти дьявольские проявления, вовсе не нужно быть мистиком, достаточно просто посмотреть по сторонам. И надо наконец–то определиться: ребята, вы в Бога–то верите или только свечечки ставите, поскольку "так надо"?

И борьба с тем же русским языком в Латвии, с русскими есть не что иное, как одержимость. Эта одержимость разрушающая — на всех уровнях… Считается, что латвийской земле, как и России, покровительствует Дева Мария. Случайно ли это совпадение? Абсолютно не случайно! Земля русская — особая земля, она собиралась нашими предками как удел Пресвятой Богородицы (таково ее историческое духовное наименование). Пресвятая Дева осеняет своим высоким духовным покровительством и Россию, и Латвию. Латвия и Россия — это единое духовное целое! Темные сущности не случайно так яростно бьются за то, чтобы разделить, перессорить нас. Все эти люди, которые борются против русского языка, против нашей очевидной общей истории, они же просто одержимы бесами. Их же пожалеть надо!

"Темные силы нас злобно гнетут…"

— Темные силы отчаянно бьются за разделение народов, поддерживают раскол, сталкивая Латвию в черную пропасть, — подчеркивает Игорь Гусев. — Это они руководят "языковыми комиссиями", организовывают этнические чистки, принимают несправедливые, дискриминирующие законы. Только насилие и злоба! В своих поступках они руководствуются исключительно ненавистью. В их действиях нет любви, лишь чувство мести и лютой злобы. Но жестокость порождает жестокость, агрессию — агрессия. А ведь миром правит Божественная Любовь!

— Так и Игоря Гусева обвиняют: раскалывает, понимаете ли, латвийское общество!

— А чем раскалываю? Тем, что не поддерживал ликвидацию русских школ? Тем, что не признаю позицию "официальных" историков и идеологов латышского национализма? Значит, этим я раскалываю дружное латвийское общество? У меня ни в одной книге, ни в одном фильме нет принижения латышей, нет оскорблений по отношению к кому–либо. Наоборот, я всегда подчеркивал, что у латышей и русских здесь общие корни, уходящие в глубокую древность. Говорил о схожести латышского и русского языка, наших культур и традиций. И это доказывает то, что нам здесь, в Латвии, делить нечего. Я ищу общие точки соприкосновения в истории. Покажите в моих книгах, журналах и фильмах хотя бы один "пункт радикализма"!

Много лет не стихает спор о том, что же определяет историческую судьбу Прибалтики, какова роль российско–латвийских отношений для будущего нашей страны? Моя однозначная позиция: Россия по отношению к Латвии — это мать по отношению к дитяти. Россия — мать, кормящая Латвию. Прежде всего, кормящая ее своей энергией, силой.

Латвия сейчас как тот худой ребенок, который по капризу отказывался брать материнскую грудь, оттого что вкус молока ему не нравился, а теперь он худеет и бледнеет не по дням, а по часам. Ребенок будет набирать силу, если только поймет, куда правильно повернуть голову и где находится грудь, его кормящая. Но пока трудно повернуть. Упрям ребенок, и не те мысли забиты в его маленькой голове… На славу постарались те, кому выгодно, чтобы ребенок болел и зависел от искусственного питания. И продолжают стараться. Не хотят они, чтобы малыш поправлялся, набирался сил!

Европейская грудь тоща. Скудно и европейское питание. Как бутылка с разбавленным лимонадом вместо бутылки здорового натурального молока! Хотя многие по невежеству своему могут решить, что лимонад вкуснее и приятнее. К тому же он красивый и цветной. И бутылочка с ним выглядит весело и нарядно. А вот бутылка с молоком — она же такая простая, примитивная и даже грубая, если хотите. И вообще, мол, это все устарело! Так могут думать некоторые. А что будет, если ребенка держать на лимонаде, — известно. Может, и не умрет так сразу, но будет слабым, болезненным и тощим…

И возвращаясь к "радикализму". Страшно ли то, что я доказываю в книгах: здесь, на земле прибалтийской, издревле находились славянские поселения, княжество Кукенойс — русское, а латвийский красно–бело–красный флаг — славянский, от племени венедов?

Я понимаю, кому–то, может, и оскорбительно признать, что в его жилах течет кровь славян. Но что может быть гаже, чем отказываться от своих корней? Впрочем, на всех каркающих не накликаешься… И кого мне еще восхвалять, как не русских? Я ведь русский! И если говорить о русских в Латвии, то крайне важно будить их самосознание! Не потому, что мы хотим утвердить приоритет русской нации, а потому что мы должны вновь обрести национальное достоинство и национальную гордость. Нельзя вырастить достойную смену, если дети будут жить с уверенностью, что их предки — оккупанты, нелюди, чужаки. Нельзя вырастить здорового человека, у которого по жизни будет комплекс неполноценности и больное, обиженное сознание…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments